В.Г. Хандорин (64vlad) wrote,
В.Г. Хандорин
64vlad

Category:

Ещё о карпаторуссах

В позапрошлом году я писал здесь о национальном движении русинов (карпаторуссов) в период Гражданской войны в России за воссоединение с национальной Россией, которую они видели в лице белогвардейских правительств Колчака и Деникина: http://64vlad.livejournal.com/46482.html Вот ещё любопытные документы по этому вопросу и - шире - об отношении русинов к России вообще.

В начале работы Версальской мирной конференции, завершившей Первую мировую войну, Центральный карпаторусский совет в Омске вручил французскому высокому комиссару Реньо адресованную президенту Французской республики Пуанкаре декларацию, в которой, в частности, говорилось: "Несмотря на шестивековую политическую обособленность от России, население Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ в беспрерывной тяжёлой борьбе отстояло свой национальный русский облик вплоть до наших дней... Многочисленные процессы о государственной измене (до 1918 г. Западная Украина входила в состав Австро-Венгрии - В.Х.), как, например, процесс Ольги Грабарь в 1882 г., Мармарош-Сиготский процесс о. Алексея Кабалюка и 93 угрорусских крестьян в 1913 г. и Львовский процесс Бендасюка и товарищей в 1914 г., не только не запугали население, но перед всем миром засвидетельствовали о живучести русской национальной идеи в пределах Прикарпатской Руси. С самого начала нынешней войны австро-венгерские власти ввели в стране беспощадный террор... По беспристрастным заявлениям чешских и польских депутатов в июньских заседаниях венского парламента, свыше 30 тысяч карпатороссов повешены и расстреляны за исповедуемую ими русскую идею... Когда в 1915 г. богатырская русская армия из-за отсутствия снарядов вынуждена была отступить из пределов Галиции, тысячи карпатороссов покинули свой кров и свои насиженные места и, найдя убежище в родной России, приняли живое участие в борьбе против общего врага - Австро-Германии. Они поступили добровольцами в русскую армию, в чешские и сербские воинские части... Центральный карпаторусский совет заявляет, что мирное культурно-национальное развитие Прикарпатской Руси возможно только в пределах Российского государства, с предоставлением населению областной автономии... В момент величайшего счастья Франции, освободившей Эльзас-Лотарингию от тяжёлого германского гнёта, Центральный карпаторусский совет просит Вас, господин Президент, выслушать голос забытой и забитой Прикарпатской Руси /Галицкой, Буковинской и Угорской Руси/ и дать ей возможность воссоединиться с родной великой Россией" (ГА РФ. Ф. р-200. Министерство иностранных дел Российского правительства А.В. Колчака. Оп. 1. Д. 357. Лл. 4-5).

В более развёрнутом виде позиция прорусски настроенных русин была высказана в докладной записке Центрального карпаторусского совета, поступившей в МИД ещё накануне колчаковского переворота (при Директории), 12 ноября 1918 г. В ней заявлялось: "Колыбель русского племени, Прикарпатская Русь /Галичина, Буковина и Угорская Русь/ на протяжении своего тысячелетнего исторического существования всегда самоопределялась как русская земля... Хотя в конце XIV столетия эта страна подпала под чужеземное иго и в течение шести веков лишилась политической связи с остальной Русью, однако за всё время своей политической зависимости она не порвала духовной связи с Россией... Население Прикарпатской Руси, в нынешнее время насчитывающее свыше 5 миллионов, принадлежит к малорусской ветви. В Галичине оно исповедует унию, в Буковине православную веру, в северной Венгрии (земли Угорской Руси - В.Х.) шло сильное движение в сторону православия". Далее в документе признаётся, что 1-я мировая война "застала интеллигенцию Прикарпатской Руси разбитой на два друг другу враждебных лагеря", один из которых ориентировался на Россию, другой - на создание независимой объединённой Украины (Там же. Л. 3-3об). Далее, в продолжении записки авторы упрекают "старое" (императорское) российское правительство в том, что оно на протяжении XIX века пренебрегало интересами национального воссоединения "малорусского" (украинского) народа под эгидой Российской империи, идя на поводу у австрийской и германской политики, и этим отчасти объясняет успех инспирированной Австро-Венгрией в западноукраинских землях пропаганды украинского сепаратизма, своим остриём направленной против России, под властью которой находилась бОльшая часть украинских (малороссийских) земель. Не случайно именно здесь, в Галиции, под патронажем австрийской администрации сформировалась в конце XIX века историком Михаилом Грушевским и его последователями идея объединённой "самостийной Украйны" (Там же. Л. 6), впервые высказанная в 1888 г. немецким философом Гартманом (не скрывавшим, что идея "Украинского королевства" направлена прямо против России). В итоге западноукраинская и русинская интеллигенция раскололась на русофильский и националистический лагеря. Второй поставлял в годы Первой мировой войны кадры добровольцев в австрийскую армию, воевавшую против России, а в годы Гражданской войны - "сечевых стрельцов" в украинское националистическое войско Петлюры (составлявших, кстати, единственную боеспособную часть этого войска). Первый же тяготел к России и поставлял кадры в русскую армию, а в годы Гражданской войны - полки добровольцев во ВСЮР и армию Верховного правителя (ибо, естественно, безнациональную Советскую республику русины не могли воспринимать как национальную Россию). В докладной записке приводится текст национального гимна русофилов-карпаторуссов, сочинённого ими в годы Первой мировой войны:
"Пора, пора за Русь Святую
Идти сынам на бой, ура!
За неделимую, родную
Вставать нам всем давно пора.

Бог нам поможет, Бог всё с нами,
Проснись, народ, на свет взгляни,
Смело ступай отцов следами
И Русь единую храни!"
(Там же. Л. 7).

Поясню: в то время русины, считая себя частью "малороссийской" ветви русского народа, не противопоставляли себя ни украинцам, ни русским. Потом наступило "воссоединение" Западной Украины, Закарпатья и Буковины с СССР, сталинская коммунизация, и...пути галичан ("западенцев") и закарпатских русин разошлись. Первые стали цементирующей основой свирепого антирусского национализма, отождествляя Россию с СССР. Но после образования "незалэжной" Украины с распадом СССР самое интересное то, что закарпатские русины, перестав отождествлять себя с украинцами (они и этнически разные - галичане испытали влияние поляков, закарпатские русины - мадьяр), стали добиваться автономии в её рамках, а поскольку киевское правительство им таковой упрямо не даёт (упиваясь местечковым национализмом), стали в значительной массе...вновь тяготеть к России. Так смеётся история над местечковым укронационализмом сегодняшнего "самостийного" Киева.
Tags: Белое движение, национальный вопрос
Subscribe

  • Мысли по итогам сериала

    Общее впечатление после просмотра сериала осталось противоречивое. И отнюдь не из-за перечисленных исторических неточностей (местами досадных и…

  • Последняя серия

    Прощание адмирала с конвоем произошло при других обстоятельствах: после предложения Жанена о переходе под охрану чехов Колчак предложил офицерам…

  • Комментарии к предпоследней серии

    Наиболее существенны следующие отклонения от фактов: В.Н. Пепеляев следовал вместе с Колчаком не все время после эвакуации Омска, а выехал к нему…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Мысли по итогам сериала

    Общее впечатление после просмотра сериала осталось противоречивое. И отнюдь не из-за перечисленных исторических неточностей (местами досадных и…

  • Последняя серия

    Прощание адмирала с конвоем произошло при других обстоятельствах: после предложения Жанена о переходе под охрану чехов Колчак предложил офицерам…

  • Комментарии к предпоследней серии

    Наиболее существенны следующие отклонения от фактов: В.Н. Пепеляев следовал вместе с Колчаком не все время после эвакуации Омска, а выехал к нему…