?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Дед о братьях

Мой дед Пётр Викторович был хорошим рассказчиком - собственно, через него мне и привилась с детства любовь к истории (шутка ли, послушать рассказы человека, помнившего царские времена - ведь ему было 12 лет в начале революции и 14 при Колчаке!). Рассказывал неторопливо, но обстоятельно, примечая характерные детали. Уйдя на пенсию (а работал он инженером-проектировщиком), он написал обширные записки "Томск и томичи в начале века", переданные впоследствии в Томский областной архив и сопровождённые многочисленными эскизами старых, снесённых уже зданий и церквей - их до сих пор используют местные краеведы (к слову сказать, он был большим патриотом Томска и терпеть не мог Н.Г. Гарина-Михайловского, благодаря которому этот крупнейший на рубеже веков сибирский центр был обойдён Транссибирской магистралью, с чего начался упадок города). И по временам "выдавал" совершенно неожиданные вещи. Например, когда я спросил его, чем ему больше всего запомнилось начало революции (в феврале-марте 17-го), дед ответил просто: "А тем, что дворники перестали улицы убирать, грязно стало". И на мой недоумённый вопрос пояснил: "Царя не стало, полицию разогнали, свобода - вот и они решили, что можно на митинги ходить да водку пить, чем работать". И ведь ни в одном учебнике истории такого не вычитаешь...

Но о старших братьях деда, служивших в Белой армии, я много лет ничего не знал - даже о самом их существовании. Впоследствии я нашёл сохранившиеся о них в архивах скупые документы (выложенные мной здесь: http://64vlad.livejournal.com/9626.html). А узнал я об их существовании случайно, приехав к деду в 1985 году 21-летним студентом из Москвы на 80-летний юбилей. Зайдя в гости к его сестре, бабе Клаше, жившей в унаследованном от прапрадеда собственном деревянном доме (позднее снесённом), я охотно согласился посмотреть сохранившийся у неё родовой альбом и заинтересовался фотографиями офицеров в царской форме полевого образца. Старушка удивилась: "А ты разве не знал? Это наши старшие братья, Миша и Алёша". Вот те раз! Естественно, я "растормошил" словоохотливую старушку на разговор и узнал вкратце об их судьбе. Вернувшись к деду, я начал "допрос". "Кто тебе сказал?! - всполошился дед. - Клаша?! Вот болтушка, ети её мать!..". Дед умел молчать, но врать он не умел, коли уж разговор зашёл, и поведал мне грустную историю (самый старший из братьев, Михаил был на 8 лет старше его, второй, Алексей - на 6 лет; остальные официальные подробности их биографии изложены в документах по приведённой выше ссылке, поэтому повторяться я не буду).

"Миша был мобилизован ещё в германскую и в школу прапорщиков попал потому, что имел неполное среднее образование, - рассказывал дед. - После демобилизации он вернулся весной 1918 года, женился и собирался открыть своё дело, а тут гражданская война началась, его мобилизовали как офицера сначала в Сибирскую армию, а после к Колчаку. Военную службу Миша не любил, говорил, что она располагает к лени, а он ремесло любил. Летом 1919-го он отпуск по ранению с фронта получил и приехал, тогда его молодая жена и забеременела. А осенью, во время отступления, ему не повезло: в бою на Тоболе его ранило, а в лазарет попал только на другой день, да ещё ждал операции, - ну, словом, поздно оказалось, заражение крови началось у него, и вскорости умер. Жена его уже в 1920 году по весне родила дочку, а тут советская власть уж была. Большевиков она боялась поначалу - тем более офицерская жена, вдруг донесут, - и собралась уехать с дочкой за границу, доехала до Перми, где у нас родственники были... да там и осела, до границы-то добраться уже непросто было, да ещё на руках с ребёнком.

А Лёше ещё больше не повезло. Жениться он, правда, не успел, молодой ещё был. Когда революция грянула, он семинаристом был. Был он религиозным, у нас воспитание такое в семье было (дед и сам окончил последний, колчаковский выпуск Томского духовного училища, накануне его закрытия большевиками - В.Х.). А советская власть церковь преследовать стала, он и ожесточился. И пошёл, в отличие от Миши, в белую армию добровольцем. Ну, а как добровольца его направили в карательный отряд капитана Сурова, который на Чулыме партизан ловил. Он и пробыл там недолго и в самой экспедиции поучаствовать не успел - его как раз командировали в Анжерку за мукой для отряда. А вскорости попросился на фронт, в тот полк, в котором брат воевал, да только успел свидеться с Мишей, а того и ранило... А когда части Пепеляева отступали уже зимой через всю Сибирь, он тифом заболел - думали, не выживет, и сдали его в Томске на руки родителям. А он возьми да выживи - а тут советская власть уж. Ну и опознал его на улице один бывший булочник, которого он при Колчаке арестовывал, и донёс в Чека. А там разговор короткий, долго выяснять да церемониться не стали... Отец (прадед), когда Лёшу расстреляли, едва рассудка не лишился, заговаривался одно время, нескоро оклемался. А вот сосед наш, Володя Хнюнин - тот настоящий каратель был, в контрразведке служил, а потом как в воду канул. Так что ж ты думаешь - в 45-м я когда с войны вернулся, через несколько месяцев встретил его председателем райисполкома, - под другой фамилией, конечно. И поди ж ты, поздоровался он со мной как ни в чём не бывало - не боялся, значит...".

Закончил дед свой рассказ наставительно: "Ты, Володя, никому об этих делах лучше не рассказывай - попадёшь ещё на цугундер". И ведь сколько их, переживших 37-й год стариков, так и унесли с собой в могилу массу ценнейших сведений... И я-то ведь практически случайно узнал.
Послесловие: Не так давно я поинтересовался, какова судьба альбома, хранившегося у бабы Клаши. Оказалось, после её смерти (она пережила деда) его передали дочке того самого дяди Миши. А когда умерла она, наследникам этот альбом оказался неинтересен, и его положили ей в гроб... Жаль.

Метки:

Comments

( 76 комментариев — Оставить комментарий )
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
joeck_12
23 дек, 2012 13:01 (UTC)
мой дед был ровесник вашему, образованный человек.
И о чем я в жизни жалею - что не расспрашивала его о жизни, меня в детстве не интересовала история, максимум история древнего Рима. А что рядом человек, живой свидетель отечественной истории, я не думала тогда по малолетству. А теперь поздно. Хоть плачь сейчас, так обидно. А он был молчаливый, сам говорил мало. Но стихов много помнил после школы.

Только через отца отрывочные сведения от него сохранились. Но очень мало.
64vlad
23 дек, 2012 13:05 (UTC)
Действительно, жаль!
(Удалённый комментарий)
64vlad
23 дек, 2012 13:10 (UTC)
Спасибо, подумаю.
Но и я досадую о том, что в детстве встречал у деда иной раз его ровесников-стариков (да и постарше) и ни о чём не расспрашивал, кто его знает - возможно, среди них были и бывшие белогвардейцы (понятное дело, в то время о таких вещах перед подрастающим поколением помалкивали).
Много, много историй унесли с собой в могилу старики...
(Удалённый комментарий)
(без темы) - 64vlad - 23 дек, 2012 15:54 (UTC) - Развернуть
black_karlos
23 дек, 2012 13:23 (UTC)
Да, удручают случаи, когда человек ищет сведения о предках, что-то удаётся найти, а на вопрос, например о фото, отвечает:"Бабушка сожгла, он там в форме был." Бабушку, правда, в одном из таких случаев пытали...

С другой стороны, мой дед - офицер КГБ - детям завещал никогда не вступать в партию, это в 60-х.
64vlad
23 дек, 2012 13:27 (UTC)
Я ещё удивляюсь, как баба Клаша те фотографии сохранила. Ведь её отец (мой прадед), дьякон, был расстрелян в 1937 году как "враг народа".
d_v_sokolov
23 дек, 2012 13:46 (UTC)
Да...нет слов у меня...тяжелое время, сколько жизней искалечило и погубило. Так, что потом на целые десятилетия молчание и забвения стали спасением...тяжело
64vlad
23 дек, 2012 16:35 (UTC)
Да, страшное время. Особенно с 1914 до 1953 года.
joeck_12
23 дек, 2012 13:53 (UTC)
***наследникам этот альбом оказался неинтересен***

мне вообще кажется, в советские времена народ в массе не интересовался историей семьи и генеалогией. То ли воспитание было такое, то ли установка сверху, то ли еще что-то...Мало ли чего нароют, от греха подальше...Сейчас как-то это более распространено, даже в школе часто задания дают нарисовать генеалогическое древо.
Мои родители продали дедовский дом, когда я была подростком, в середине 80х. А в доме оставили кучу семейных фото и документов - не знали, что с этой "макулатурой" делать. Я недавно это узнала от тети, просто офигела...А она теперь и сама жалеет.
64vlad
23 дек, 2012 15:52 (UTC)
Это уже в нынешние времена было, тётя Женя (дочь дяди Миши, которой и положили в гроб альбом) несколько лет назад умерла.
(без темы) - akimov_vv - 24 дек, 2012 11:11 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 14:45 (UTC) - Развернуть
(без темы) - akimov_vv - 24 дек, 2012 16:57 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 17:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - joeck_12 - 24 дек, 2012 15:50 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 15:56 (UTC) - Развернуть
natakoltcha
23 дек, 2012 14:05 (UTC)
Весьма интересно!
Ужасно жаль, что много сведений ушло в небытие.
64vlad
23 дек, 2012 15:54 (UTC)
Жаль, конечно.
slovo13
23 дек, 2012 14:16 (UTC)
Тётка жены умерла в 2007, так до самой смерти ничего и не рассказала о сталинских временах, боялась до самой смерти.
А Роман тебе дело говорит, никто за тебя это не сделает и права не писать про своего деда ты не имеешь, вот так-то. Просто обязан.
64vlad
23 дек, 2012 15:56 (UTC)
Если разве соберусь мемуары писать. Мне есть что вспомнить и о себе, и о предках.
(без темы) - slovo13 - 24 дек, 2012 01:24 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 04:09 (UTC) - Развернуть
danudada
23 дек, 2012 15:25 (UTC)
и терпеть не мог Н.Г. Гарина-Михайловского, благодаря которому этот крупнейший на рубеже веков сибирский центр был обойдён Транссибирской магистралью, с чего начался упадок города
Еще неизвестно, что стало бы с Вашим деревянным зодчеством в советские годы, окажись Томск в роли Новосибирска.
64vlad
23 дек, 2012 15:58 (UTC)
Может, и так - а может, и нет. А названия улиц везде испохабили. В Москве и Питере теперь хоть вернули (в пределах исторического центра), а провинция по-прежнему пестрит войковыми-кировыми-рабиновичами.
(Удалённый комментарий)
64vlad
24 дек, 2012 04:02 (UTC)
Горбачёв хоть и занимал в карабахском конфликте позицию сохранения статуса-кво (т.е. азербайджанскую), а изложенные Вами данные интересны, но нуждаются в проверке (да и уж больно экстравагантно, если честно). А судить его и так есть за что - да только никто уже не будет его судить. Человечек, некогда державший в напряжении весь мир и стяжавший необычайную популярность в Германии и всей Европе, сегодня никому не нужен.
(без темы) - vikarii - 24 дек, 2012 04:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 05:16 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 24 дек, 2012 07:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 07:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 24 дек, 2012 14:03 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 14:35 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 24 дек, 2012 14:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 15:27 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 24 дек, 2012 15:47 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 15:54 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 24 дек, 2012 16:08 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 16:15 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 24 дек, 2012 16:31 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 16:38 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 25 дек, 2012 13:34 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 25 дек, 2012 14:39 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 25 дек, 2012 15:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 25 дек, 2012 15:56 (UTC) - Развернуть
(без темы) - vikarii - 25 дек, 2012 18:40 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 25 дек, 2012 18:46 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
64vlad
24 дек, 2012 04:06 (UTC)
История, на мой взгляд, распространённая. Просто мало кто своих дедов о прошлом расспрашивал.
(Удалённый комментарий)
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 06:22 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 06:38 (UTC) - Развернуть
evollette
24 дек, 2012 04:35 (UTC)
Сколько же таких тайн в могилах нынче.
(без темы) - futman - 24 дек, 2012 05:05 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 05:07 (UTC) - Развернуть
(без темы) - futman - 24 дек, 2012 05:10 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 05:18 (UTC) - Развернуть
kipha
24 дек, 2012 05:04 (UTC)
Угу. Моя бабка до самой смерти боялась рассказывать детям (моим матери и дяде) о наших корнях. Так бездны ценнейшей информации и пропали.
64vlad
24 дек, 2012 05:07 (UTC)
Вот и я о том же.
rostana
24 дек, 2012 05:31 (UTC)
Так и есть,вспоминают первое,что грязь вокруг стала,холодные,голодные,вшивые. Только в Свято-Тихоновском задумалась основательно про корни. Оказалось очень интересно;собирала по крупицам,вытягивала информацию из молчаливых уст,очень похоже всё. И жаль,что альбом в гроб положили,жаль.
64vlad
24 дек, 2012 05:37 (UTC)
Мне по возрасту посчастливилось ещё застать тех, кто помнил царские времена. "Дети войны" - это поколение наших отцов, фронтовики ВОВ - их старшие братья. А деды помнили ещё 1-ю мировую, революцию и гражданскую, были живы их участники (хотя служившие в белых армиях по понятным причинам не афишировали своё прошлое).
(без темы) - rostana - 24 дек, 2012 05:46 (UTC) - Развернуть
(без темы) - 64vlad - 24 дек, 2012 06:06 (UTC) - Развернуть
m_b_weiss
24 дек, 2012 06:10 (UTC)
Спасибо за историю. Да, сколько хороших людей пропало,и говорить об этом было нельзя.

А Ваш дед хорошо сказал "Царя не стало, полицию разогнали, свобода - вот и они решили, что можно на митинги ходить да водку пить, чем работать".
64vlad
24 дек, 2012 06:24 (UTC)
Об этом ещё английский посол Бьюкенен хорошо написал в дневнике: у русских странное представление о свободе (по впечатлениям Февраля) - они понимают её как возможность ничего не делать, ежедневно ходить на политические собрания, пить водку и при этом требовать двойное жалованье.
(Удалённый комментарий)
64vlad
24 дек, 2012 14:25 (UTC)
Да, деду повезло. И единственно потому, что в разгар репрессий он уехал из Томска (вернулся уже после войны), иначе бы несдобровать. Ведь помимо старших братьев, его отец (прадед, бывший дьякон) был расстрелян в 1937 году, младший брат репрессирован годом позже.
Страница 1 из 2
<<[1] [2] >>
( 76 комментариев — Оставить комментарий )

Profile

Я
64vlad
В.Г. Хандорин

Latest Month

Декабрь 2018
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031     

Метки

Разработано LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow