В.Г. Хандорин (64vlad) wrote,
В.Г. Хандорин
64vlad

Categories:

Перипетии морали и нравов

Интересно, что 18 век был пиком "свободных нравов" при европейских дворах (за исключением прусского с его традиционной "мещанской" скромностью и целомудренностью), во Франции и России особенно, с вполне официальными фаворитками (у французских королей - при живых жёнах), - разве что содомия и лесбиянство как-то скрывались (да и то, кажется, ни английский Яков 1-й в 17 в., ни французский Генрих 3-й в 16 в. не слишком скрывали своих гомосексуальных наклонностей). В 19 веке же нравы стали существенно более строгими и внешне пуританскими (тон задавала викторианская Англия) - и открытая связь Александра 2-го с Юрьевской, в 18 веке бывшая бы обычным делом (и морганатические браки случались, как у Елизаветы с Разумовским), шокировала весь двор.

Т.е. если 16-18 века (Ренессанс и век Просвещения) в Европе были эпохой раскрепощения нравов в элитных кругах (в России - 18 век), то 19 век стал полосой возобновления строгостей. Наиболее разительными антиподами тут выступают, с одной стороны, викторианский двор в Англии, с другой - французский двор эпохи Бурбонов (за исключением 13-го и 16-го Людовиков) и русский двор времён Елизаветы и Екатерины. Видимо, изначально (как полагает уважаемый wyradhe) действительно сказалась реакция монархий и аристократии на французскую революцию ("вот к чему приводят всякие свободы и разврат"), а впоследствии имело место наступление "буржуазной морали" эпохи классической протестантской этики.

Интересно, однако, другое - внешний пуританизм сопровождался расцветом проституции (в России она была легализована именно при Николае 1-м в 1843 г.). И обратно, новая волна "раскрепощения нравов" после 1-й мировой войны и особенно после сексуальной революции 60-х сопровождалась и новыми запретами проституции (не везде, правда - в Голландии то и другое процветают параллельно). Хотя на уровне логики это малопонятно: казалось бы, если торговать можно всем (кроме смертоубийственных наркотиков и т.п.), то почему нельзя телом, тем паче если господствует доктрина "свободных отношений" и отношение к браку не как к таинству, а как к обычной коммерческой сделке? И наоборот: если брак есть таинство, а разврат есть грех, то как при этом объяснить легальную проституцию? Тем не менее, то и другое причудливо уживаются.
Tags: менталитет, мораль
Subscribe

  • Из новостей

    Сегодня звонил дружественный знакомый корреспондент "Комсомольской правды", сообщивший приятную новость. В селе Красное Оренбургской…

  • По следам событий

    Некий "политолог"-коммунист написал в пику Чавчавадзе и Киселёву, что, мол, "партия телевизора" - это лузеры, а вот они,…

  • Борьба правых с кадетами при Колчаке

    Из жизни колчаковской Сибири. В начале июля 1919 г. читинская правая газета "Русский восток" выступила с ядовитой критикой кадетов,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments

  • Из новостей

    Сегодня звонил дружественный знакомый корреспондент "Комсомольской правды", сообщивший приятную новость. В селе Красное Оренбургской…

  • По следам событий

    Некий "политолог"-коммунист написал в пику Чавчавадзе и Киселёву, что, мол, "партия телевизора" - это лузеры, а вот они,…

  • Борьба правых с кадетами при Колчаке

    Из жизни колчаковской Сибири. В начале июля 1919 г. читинская правая газета "Русский восток" выступила с ядовитой критикой кадетов,…