В.Г. Хандорин (64vlad) wrote,
В.Г. Хандорин
64vlad

Category:

Кто лучше "отзеркалил" русскую революцию

Какой минимальный список художественных произведений о русской революции и советском тоталитаризме я рекомендовал бы для изучения в школах? Стало уже штампом начинать в таких случаях с "Бесов" Достоевского. Но, при всём уважении к предвидениям Фёдора Михайловича, "Бесы" - это полемический памфлет и гротеск, с реальной психологией революционеров имевший мало общего. Не стану рекомендовать и те, во многом лучшие из поздних советских фильмов о Гражданской войне, что оказали влияние на моё поколение (вроде "Адъютанта его превосходительства" или "Служили два товарища") - при всей неоднозначности (и полезности) для своего времени, сейчас они смотрелись бы как однозначно просоветские. Итак, что же?

1. Я бы начинал список (говоря о художественных произведениях) с романа "Боги жаждут" Анатоля Франса. Хотя он посвящён французской революции, психология революционного фанатизма и взаимоистребления там отражены замечательно (а ведь у французо
в октябрь 1917-го и 1937-й по сути совместились в один год 1793-1794). Замечательная фраза, когда ревностный якобинец Гамлен (главный герой романа, закончивший его на гильотине вместе с Робеспьером) с ужасом размышляет о перспективах: "Но в ком ещё завтра увидят врага народа голубые глаза Робеспьера, и когда же наконец оборвётся эта омерзительная цепь предающих друг друга предателей?" (Кстати, процессы Дантона и др. по абсурдным обвинениям разительно напоминают процессы Зиновьева, Бухарина и Ко. Только сталинские чекисты пошли дальше якобинцев: те впопыхах не удосужились добиваться "признаний" подсудимых, наши же чекисты поработали более тщательно). Т.е., что важно - роман помогает понять, что большевики не были в данном отношении исключительными уникумами, что их психология повторялась (идеи-то менялись) из века в век и во французской революции, и в русской, и в китайской, и в камбоджийско-полпотовской (а если считать собратом-антиподом большевизма "справа" нацизм - то и в "Третьем рейхе").
2. "Тихий Дон". Самое сильное, беспощадно правдивое произведение о Гражданской войне, о том, как революция ломала судьбы целых пластов нации.
3. Послереволюционные сатирические рассказы Аверченко, рассыпанные в нескольких циклах. Мощное по накалу ненависти к большевикам и по сатире, одновременно замечательно яркое выхватывание и изображение отдельных сюжетов, эпизодов, типажей, а порой и реальных деятелей (в последнем особенно замечательны 3 рассказа о Керенском).
4. "Скотный двор" Оруэлла. Именно не затасканный, мрачно-унылый (хотя и с гениальными проблесками) "1984-й", который трудно дочитать до конца, а искромётный не хуже Аверченки, блещущий остроумием, смешной (а сатира должна быть в первую очередь смешной!) "Скотный двор", оригинально, в стиле басни, проследивший историю русской революции в образе животного мира, при этом с блеском воспроизведя все её перипетии и конечный итог - присвоение новым правящим классом привилегий не хуже дореволюционной элиты - лапидарное изменение первоначальных 7 коммунистических заповедей на одну-единственную отредактированную: "Все животные равны, но некоторые из них равнее других" (правда, сам Оруэлл, будучи социалистом, с горечью воспринимал это как "предательство революции", измену первоначальным идеалам - но это уже его личные трудности: то, что социализм, провозглашая демократию, на деле обязательно ведёт к тоталитаризму, первым научно доказал Макс Вебер).
5. "Москва, 2042-й" Войновича (написанная как весёлая пародия на оруэлловский "1984-й"). Доведение идеи коммунизма до маразма обыграно замечательно весело и остроумно, хотя попутно дана сатира и на консервативную "контрреволюцию" в лице Солженицына (вернее, его прототипа Сим Симыча Карнавалова). По сути, если предыдущие произведения изображали начало, то здесь - финальная стадия.

Далее - фильмы:
6. Герасимовский "Тихий Дон". Если не считать пары-тройки фальшивых эпизодов с обязательно для того времени подслащёнными образами отдельных большевиков (к счастью, всего лишь в эпизодах) - гениально сильное произведение. На меня в школьном возрасте произвело оглушительное впечатление.
7. "Бег" Алова и Наумова по одноимённой пьесе Булгакова (саму пьесу не даю, т.к. пьесы по своему жанру в прочтении - ведь они пишутся для театра, а не для чтения - не оказывают на юношество такого эмоционального впечатления, как проза. Хотя в пьесе есть замечательные сцены, по цензурным соображениям не вошедшие в фильм, вроде диалога генерала Чарноты в Константинополе с "тараканьим царём" Артур Артурычем: "Счастливый вы человек, Артур Артурыч! Впрочем, ваша нация вообще везучая... - Если вы будете проповедовать антисемитизм, я прекращу беседу с вами. - Да тебе-то что? Ты же сам говорил, что ты венгерец. - И тем не менее... - Вот я и говорю: везёт вам, венгерцам!.."). При всех огрехах - как художественных (свойственная этим режиссёрам растянутость отдельных сцен, особенно в 1-й серии), так и исторических (карикатурное, по Слащёву и Булгакову, изображение Врангеля, опять же отдельные обязательные в то время вставки фальшиво-слащавых большевиков вроде Фрунзе) - есть сцены просто гениальные, особенно во второй серии (бесподобная сцена игры в карты Чарноты с Корзухиным, его же последняя встреча с "тараканьим царём" и т.д.). Плюс блестящий, элитный актёрский ансамбль. /Популярные "Дни Турбиных" не даю потому, что мне претит сам сюжет гетманщины, к которому будущие белые офицеры имели случайное отношение - да и нет там никакого сюжета в сущности - так, отдельные образы на статичном фоне вроде поздних чеховских пьес/.
8. "Чекист" А. Рогожкина (1992 г.). При всей мрачности и грубом натурализме (я бы его регулярно показывал на День чекиста 20 декабря - в память), фильм правдивый и в отдельных сценах замечательно сильный. А главное, показано (как и в романе Франса), что весь этот мрак и беспредел творился не какими-то примитивными уголовниками, а людьми идейными во славу своей безумной идеи. Глубоко символичен финал: главный герой, не выдержав бесконечной человеческой мясорубки, сходит с ума, сам пытается встать под расстрел и в итоге попадает в сумасшедший дом.
9. "Собачье сердце" Бортко по тому же Булгакову (саму повесть не даю, т.к. она намного слабее экранизации). Тут, думаю, даже комментарии излишни - сам фильм и его образы настолько уже стали классикой, а игра актёров настолько точна (прежде всего профессора Преображенского и Шарикова), что и объяснять нечего (самое поразительное то, что сам режиссёр, потрясённый реалиями "лихих 90-х", переметнулся потом к коммунистам). И тоже символичен смысл: в итоге революции торжествуют не идейные фанатики, готовые жертвовать собой (вроде героя предыдущего фильма), а бюрократы вроде Швондера и мрази вроде Шарикова. Прямо по Бисмарку: "Революции задумывают гении, совершают фанатики, а пользуются их плодами негодяи".

Tags: большевики, искусство, революция
Subscribe

  • Парадоксы исторической памяти

    Как известно, Д.А. Милютин уже незадолго до смерти резко выступал против проекта памятника Скобелеву в Москве и модных в те годы сравнений его с…

  • Заметки на полях

    Очередной День Победы навёл на размышления. "Примирение, и тем не менее"... С одной стороны, призывают примириться потомков красных и…

  • 101-я годовщина

    7 февраля. 101-я годовщина гибели Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. Сегодня у меня будет не совсем обычное…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 71 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Парадоксы исторической памяти

    Как известно, Д.А. Милютин уже незадолго до смерти резко выступал против проекта памятника Скобелеву в Москве и модных в те годы сравнений его с…

  • Заметки на полях

    Очередной День Победы навёл на размышления. "Примирение, и тем не менее"... С одной стороны, призывают примириться потомков красных и…

  • 101-я годовщина

    7 февраля. 101-я годовщина гибели Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. Сегодня у меня будет не совсем обычное…