В.Г. Хандорин (64vlad) wrote,
В.Г. Хандорин
64vlad

Category:

О Ставрогине и Верховенском, "бесах" и либералах

О "бесах" Достоевского, Ставрогине и Верховенском. Если разобраться, ведь настоящий, законченный тип революционного "беса" у него - это только Пётр Верховенский, с его абсолютным цинизмом, злобой, энергией и жаждой власти. Остальные подобные в романах Достоевского - Раскольников, Иван Карамазов, Шигалев (не говоря о разных липутиных) - это идейные "бесы", двое из которых не выдерживают столкновения с реальностью, в итоге первый раскаивается и идёт на каторгу, второй сходит с ума. Шигалев - это классический идейный маньяк, но он лишён пассионарности и способен только теории развивать. А Ставрогин - это по сути продолжение линии популярных в русской литературе "лишних людей" Онегина, Печорина, Обломова и др., но по наклонной вниз, до точки. У них нет никаких идей, им просто скучно, и их поступками двигает скука и желание развлечься. Онегин скуки ради дразнит и убивает Ленского, Печорин скуки ради дразнит и убивает Грушницкого, морочит своей притворной любовью княжну Мэри - всё от скуки, чтобы развлечься. Нет интереса, нет идеи, нет цели. Ставрогин скуки ради связывается с революционерами, потом с бродягами, скуки ради женится на помешанной, кусает за ухо губернатора, таскает за нос предводителя дворянства, растлевает девочку - всё это от скуки, из любопытства "испытать ощущения". У него даже страсти нет, как у Свидригайлова. В финале - это диван и халат Обломова (в лучшем случае) или мерзости и самоубийство Ставрогина. "Бес" всегда ожесточён и пассионарен (как Верховенский-младший), у Ставрогина ничего этого нет - ни цели, ни честолюбия, ни интереса. Он даже кончает самоубийством не от раскаяния от морального падения, а от того, что испытал все ощущения и исчерпал себя до зияющей пустоты, жить дальше неинтересно и скучно. "Праздность - мать пороков". Петры Верховенские и идейные маньяки Шигалевы сыграли в революции колоссальную роль, а Ставрогин - это совсем из другой оперы (хотя, конечно, не лучше их).
И что интересно - карикатурны у Достоевского не "бесы"-революционеры, в которых он предвидел опасность, а самодовольные пустословные либералы, самые шаржированные образы - это Верховенский-старший и Кармазинов (пародия на Тургенева). Но тут Достоевский не нов: первым и бессмертным представителем этой когорты в русской литературе стал грибоедовский Репетилов, по сути живой и поныне ("шумим, братец, шумим!").
Tags: Достоевский
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • О ковиде и о "Мемориале"

    Мне тут предложили подписать обращение в защиту "Мемориала", под которым стоят подписи и некоторых уважаемых мною людей. Несколько лет…

  • 200 лет Достоевскому

    Двести лет назад родился один из величайших гениев русской и мировой литературы, самый популярный на Западе (несмотря на своё критическое к нему…

  • Хорошая новость

    Отрадная новость: после полутора лет мытарств предпринимателю из Стерлитамака Тагиру Ибрагимову, установившему в своём городе в мае прошлого года…

  • 300 лет былой славе

    Сегодня триста лет Российской Империи. В этот день, после заключения Ништадтского мира в победоносной Северной войне, Сенат преподнёс Петру I титулы…

  • За 300 лет ничего не меняется

    В XVII веке были никониане и староверы, а теперь - "ваксеры" и "антиваксеры". Как и тогда, каждый верит в своё, аргументы не…

  • "И тогда главврач Маргулис телевизор запретил"

    Как всегда, во всём оказался виноват телевизор. После трагедии в Перми Бастрыкин призвал ограничить показ на федеральных телеканалах "сцен…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments