В.Г. Хандорин (64vlad) wrote,
В.Г. Хандорин
64vlad

Categories:

Памятная записка о русской военной авиации

«Памятная записка о русской военной авиации» инспектора воздушного флота штаба Верховного главнокомандующего (адмирала Колчака), одного из пионеров русской авиации полковника Бойко-Родзевича содержит ценные авторские комментарии (во многом критические, что обуславливалось остротой момента) по ранней истории русской военной авиации. Автор записки формировал первые русские военные авиаотряды начиная с 1912 г. Вкратце суть обширной записки такова: До Первой мировой войны авиация считалась «приложением» к воздухоплаванию (на аэростатах и дирижаблях) и вместе с ним подчинялась воздухоплавательному отделению Генерального штаба. В начале войны было создано специальное Управление Военно-воздушного флота, но, по словам автора записки, его деятельность носила преимущественно канцелярско-бюрократический характер. Позднее была учреждена должность полевого инспектора авиации и воздухоплавания (в просторечии – «авиадарм»), которую занял энтузиаст авиационного дела великий князь Александр Михайлович. После этого деятельность управления существенно приблизилась к жизни, однако в целом боевую подготовку летчиков до революции автор считает слабой из-за бюрократизма и непрофессионализма руководства. Положительно отзывается лишь о В.М. Ткачеве (кстати, одном из пионеров русской авиации, друге Нестерова, летчике-герое ПМВ и впоследствии – врангелевском генерале с драматической судьбой), занявшем пост полевого инспектора авиации при Временном правительстве. В начале Первой мировой войны на фронте было всего 90 летчиков. Неудовлетворительным был авиапарк, состоявший из устаревших, изношенных «фарманов» и «ньюпоров». С началом войны стали выпускать самолеты отечественного производства на заводах Петрограда, Москвы и Одессы. В 1916 г. появились первые истребители. Вместе с тем, в ходе войны, по словам автора, из-за ускоренных выпусков подготовка летчиков еще ухудшилась (до войны их выпускали две авиашколы – Севастопольская и Гатчинская, в ходе войны была создана также Московская). При Керенском распространилась практика производства в офицеры и зачисления в летчики солдат-мотористов (так называли тогда механиков), что, по мнению автора, еще более снизило профессиональный уровень. К тому же, во время революции на авиацию распространился из сухопутной армии антагонизм между летчиками-офицерами и солдатами-мотористами.

В армии Колчака летные кадры готовились Харбинской и Курганской авиашколами, основанными в ходе Гражданской войны. Самолетный парк к весне 1919 г. не превышал 50 аэропланов, из которых, по оценке автора записки, в боеготовности находились 20–25. По его мнению, развитию авиации в колчаковской армии мешала «косность ГИнжУ» (Главного инженерного управления, ответственного за техническую часть), которое «не понимает, что авиация не обоз и живет минутами»[1].



[1] Памятная записка о русской военной авиации, 22 марта 1919 г. // ГА РФ. Ф. р-6219 (коллекция материалов Штаба Верховного главнокомандующего А.В. Колчака). Оп. 1. Д. 14. Лл. 1–6об.

Tags: Белое движение, Колчак, авиация, военная история
Subscribe

  • О немцах

    Любопытно, что, пропагандируя "плодотворный вклад" народов России в её историю, советская пропаганда при этом, как правило, чернила…

  • Позор в Адлере

    История со сносом памятника павшим русским солдатам Кавказской войны XIX века в Адлере показательна. Сколько ни собирали подписей за снос…

  • К национальному вопросу в Гражданскую войну

    Я не раз писал об участии русинов ("карпаторуссов") в Белом движении на юге и востоке России. А тут наткнулся на любопытное постановление…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments