В.Г. Хандорин (64vlad) wrote,
В.Г. Хандорин
64vlad

Categories:

Из публицистического наследия В.А. Жардецкого (ч.2)


ПРОДОЛЖЕНИЕ

Сравнивая российских социалистов с западными, В.А. Жардецкий отмечал, что на Западе социалистические партии издавна (в Германии – после отмены исключительного закона против них в 1890 г.) росли и развивались в легальных условиях парламентаризма и профсоюзов, поэтому «вопросы государства, права, чувство законности были им не чужды», отсюда – преобладание патриотических тенденций среди них в годы мировой войны (то, что Ленин называл «социал-шовинизмом»). В России же «социализм родился и вырос в интеллигентском подполье. Власть гнала его нещадно». Поэтому он «развивался с душой привычного бунтовщика», лишенный «опыта государственной и общественной работы», ненависть к царскому правительству «заслоняла для него Русское государство». Патриотизм чужд русскому социалисту, утверждал Жардецкий, так как «он – гражданин мира и занят осчастливить все человечество». Немногочисленные представители русских социалистов (вроде Б. Савинкова и Г. Плеханова), занявшие в годы войны патриотическую позицию, выглядели среди своих товарищей «белыми воронами, хорошо если чудаками, а то и «буржуями»».

Далее, вспоминая патриотический подъем в начале войны и его постепенный упадок в народе, Жардецкий винил в этом царское правительство, боявшееся просвещения солдат. «Все попросту хотели победить немца, без чего не представляли конца войны, – писал он, – но старая власть…растеряла все уважение», а новая, революционная вместо сплочения нации для победы допустила под предлогом свободы «отравленную клешню социализма». Хотя в условиях победившей демократии социалистам вроде бы нечего опасаться победы в войне, продолжал он, они неумно и несвоевременно раздули все болезненные социальные вопросы, натравливая рабочих на «буржуев», солдат – на офицеров, крестьян – на помещиков, «младшего – на старшего», устраивая показные «братания» с немцами и митинги на фронте. Раззадоренные их призывами, все слои населения по существу перестали и работать, и воевать, без конца митингуя и «качая права», отчего разруха в экономике естественным образом прогрессировала, а с ней – и обвинения в адрес самого правительства[1].

Усиление внимания либералов кадетского толка, ранее известных за стопроцентных западников, к национальной психологии весьма показательно. В одной из статей Жардецкий отмечает необходимость опоры на такие качества русского народа, как любовь к порядку, скромность, выносливость и т. п.[2]

Таким образом, доминирующей в идеологии кадетов (как сибирских, так и всей России) становится идея государственности и буржуазного характера революции. Идейным лидером этого направления в Сибири становится В.А. Жардецкий, развивавший (применительно к новой эпохе) идеи автора знаменитого дореволюционного сборника «Вехи» П.Б. Струве. В одной из самых влиятельных кадетских организаций – иркутской – эти идеи первым подхватывает полковник Никитин (в период революции многие офицеры, подобно солдатам, вступали в политические партии).

Анализируя причины наступающей анархии в условиях демократии, сибирские кадеты усматривали одну из них в народной психологии, лишенной в силу исторических особенностей политической культуры: «Общество, привыкшее столетиями ютиться по перегородкам и полицейским камерам, на другой день после отмены сословных и национальных ограничений создало себе новые – партийные и социальные» (здесь и далее выделено мной – В.Х.). Они раскрывали произошедшую в народном сознании подмену понятий: «Первенствующее сословие – дворянство заменено новым первенствующим сословием – рабочим классом». Отмечая традиционный для политических экстремистов всех мастей психологический прием направлять народную агрессию против искусственно раздуваемого образа врага, они проводили прямую параллель между черносотенными еврейскими погромами дореволюционной эпохи и развернувшейся в 1917 г. травлей Советами «буржуев»  «Пока господствующие социалистические партии не откажутся от партийного шовинизма, – заключали кадеты, – пока обыватель не поймет, что холопство и хамство отвратительны и мерзки, хотя бы они проявлялись и в отношении к «его величеству совдепу»…революция будет бесплодна[3]».

Помимо здравых психологических наблюдений, в цитированной статье привлекает внимание замечательно выделенная тенденция подмены одного сословного строя другим. Правда, в рассматриваемый послефевральский период эта тенденция проявлялась еще только на уровне действий и стремлений левых деятелей Советов и шедших за ними социальных низов, на практике она была реализована в полном объеме большевиками после Октября в форме «диктатуры пролетариата». Но сам факт обращения на нее внимания еще за несколько месяцев до Октября говорит о предвидении дальнейшего развития ситуации, чего упрямо не хотели признавать ни социалистические партии, ни сам глава Временного правительства А.Ф. Керенский.

. Впервые открыто делаются сравнения – пока что частные – между дореволюционными и новыми порядками в пользу первых. Жардецкий во всеуслышание заявляет в Омской городской думе, что революция развалила не только армию, но и правоохранительные органы, ибо старая полиция, беря взятки и творя произвол, все же «худо-бедно справлялась со своими обязанностями», новая же милиция, страдая теми же пороками, не справляется[4]. Он прямо назвал забастовку железнодорожников в дни войны «государственной изменой», обвиняя социалистов и руководимые ими Советы, которые «6 месяцев убеждали, что законно пользоваться затруднениями государства и предъявлять во время войны вымогательские требования к правительству… 6 месяцев разжигали аппетиты и усыпляли чувство ответственности перед Россией»[5]. «Сибирская речь» называла социалистическую демократию «революционной обывательщиной», которая действует по поговорке «на рубль амбиции, на грош амуниции» и «в момент величайшей национальной катастрофы ничего не может произвести, кроме бесконечного словоизлияния».



[1] Сибирская речь. – 1917. 25 авг.

[2] Сибирская речь. – 1917. 19 окт.  

[3] Сибирская речь. – 1917. 22 авг.

[4] Сибирская речь. – 1917. 22 сент.

[5] Сибирская речь. – 1917. 30 сент.

Tags: кадеты
Subscribe

  • Почему?

    Ко вчерашнему разговору о том, почему правая идея сейчас слаба по сравнению с левой. Её вообще труднее разрабатывать. Левая идея приманивает…

  • Очередная подмена смыслов

    Вчера, 22 ноября официально прекратила своё существование историко-просветительская организация "Двуглавый орёл", членом экспертной…

  • О немцах

    Любопытно, что, пропагандируя "плодотворный вклад" народов России в её историю, советская пропаганда при этом, как правило, чернила…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments