В.Г. Хандорин (64vlad) wrote,
В.Г. Хандорин
64vlad

Categories:

Из публицистического наследия В.А. Жардецкого (ч.7)


ПРОДОЛЖЕНИЕ

О рабочем вопросе «Сибирская речь» писала: «Путь здорового профессионализма, избранный английскими тред-юнионистами, считающими себя не «его величеством пролетариатом», а только частью великого единого целого государства, – писала «Сибирская речь», – путь доверия к государственной власти и участия в строительстве жизни, а не разрушения ее – единственный путь, идя по которому, русский рабочий может добиться улучшения своего экономического положения и расширения своих социально-экономических прав»[1].

Вместе с тем, в социально-экономических вопросах у него по-прежнему четко прослеживалась классическая либеральная идеология кадетов. Особенно проявлялось это в полемике с социалистами. Образцом может служить статья Жардецкого под названием «Индивидуализм или социализм?»[2]. В ней блестящий оратор и публицист дает развернутое историческое обоснование преимуществ капитализма: «Девятнадцатый век был временем могучего цветения личного начала…царством личной самодеятельности, был веком личного почина творчества, ответственности за себя», определил и защитил законодательно «наименьшее вторжение государства в область внутренней жизни личности» и «принес человечеству, именно вследствие торжества глубоко производительного личного начала, высшие формы солидарности…в развитии великих государств-наций». Одновременно, отмечал автор, развитие капитализма привело к экономической интеграции, «явлению связанности отдельных национальных хозяйств в могучий международный оборот», дало импульс прогрессу техники, концентрации производства и в итоге способствовало росту национальных богатств.

Идеи же социализма Жардецкий характеризовал как «великий парадокс девятнадцатого века», «веру убогих», поскольку имущественное уравнение лишает человека стимула к производительной работе. Понятие «научный социализм» он аттестовал как лишенное смысла и саркастически приравнивал его к словосочетаниям типа «мудрый идиот» и «красноречивый немой». Жардецкий напоминал, что именно развитие капитализма породило избыток доходов государства, сделавший возможным социальную помощь правительств обездоленным; социалисты же увидели в этом «начало конца индивидуалистического общества» и стали пропагандировать уравнительно-распределительный строй, который он аттестовал как «рай запуганного бездельника».

Далее автор отмечал, что мировая война привела к колоссальному сдвигу всех ценностей и породила временное вынужденное государственное регулирование хозяйственной деятельности. Однако в обстановке прогрессирующей разрухи увлечение социалистическим опытом, по словам Жардецкого, «угрожает расколотить надолго остатки хозяйственной системы», образец чего, по его мнению, дал доведенный до абсурда большевистский эксперимент «военного коммунизма»: «Счастье улыбнулось павиану, и теперь он – большевик». «Павианский опыт социализма», как язвительно называл его Жардецкий, лишь усугубил разруху. И он полагал необходимым и закономерным возвращение капитализма «на круги своя», предрекая: «Человечество, как феникс из пепла, будет воздвигнуто в новой красоте силами человека, самодеятельной личности, творческой, смелой, отвечающей за себя, свободной и обеспеченной в своей свободе законом и устройством государства».

Здесь четко прослеживается типичное для либеральной идеологии отождествление капиталистического уклада с личной инициативой и личной ответственностью.

При этом все большее внимание Жардецкий уделял религии, что до революции было более характерно для октябристов. Называя революцию «страшным судом над интеллигентщиной», вынудившим ее обратить взоры к «царству Духа, а не Материи», «Сибирская речь» заявляла: «Интеллигенция должна понять это, если она не желает быть выброшенной за борт истории, как ненужный груз. Несомненно, что нельзя творить русскую национальную жизнь без участия самого народа. И самый простой путь для того, чтобы перебросить мост от интеллигента к крестьянину, лежит через религию (выделено мной – В.Х.)»[3].

Надежды на помощь церкви и религии усиливаются в критический переломный период июля–октября 1919 года, когда армия Колчака понесла серьезные поражения, но при этом фронт еще сохранял относительную прочность. Все чаще в их среде звучало мнение, что влияние церкви может оказаться важнее всего остального, включая проекты Национального собрания и даже помощь Антанты, поскольку может обеспечить духовное возрождение народа, его возврат к «корням». При этом еще резче, чем раньше, бичевались традиционный интеллигентский атеизм и «академическое» западничество. «Интеллигентский охлос, – писала газета Жардецкого, – не чувствует сердцем истока воды живой… В то время, как крестьянин русский и даже мусульманин поднимает знамя веры, один – святой крест, другой – полумесяц, интеллигенция предпочитает щеголять в гнилых, рваных одеждах «культуры и права»… Народ рассматривается ею сквозь старый хлам книжных доктринерских понятий… И когда крест в его мозолистой руке одолеет всю нечисть и нежить, когда история наденет на него венец победы и воскреснет Святая Русь, интеллигент пойдет в хвосте за победителем»[4]
Впоследствии на судебном процессе по делу колчаковских министров (май 1920 г.) председатель Восточного отдела ЦК кадетов А.К. Клафтон (сменивший на этом посту В.Н. Пепеляева, формально вышедшего из партии в связи со вступлением в правительство Колчака) говорил, что между Восточным отделом ЦК и Омским комитетом партии во главе с Жардецким были серьезные разногласия, последний многих шокировал своей бескомпромиссностью
[5]. Будучи бескомпромиссным сторонником диктатуры, Жардецкий писал: «Теперь всем русским патриотам надлежит помнить, что у них нет иной обязанности, кроме обязанности повиноваться власти Верховного правителя адмирала Колчака»[6].



[1] Сибирская речь. – 1919. 29 июля.

[2] Сибирская речь. – 1919. 21 марта.

[3] Сибирская речь. – 1919. 22 марта.

[4] Сибирская речь. – 1919. 27 сент.

[5] ЦХДНИ ОО. Ф. 19. Оп. 1. Д. 502. Лл. 42, 124–125.

[6] Сибирская речь. – 1919. 18 марта.

Tags: кадеты
Subscribe

  • 101-я годовщина

    7 февраля. 101-я годовщина гибели Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. Сегодня у меня будет не совсем обычное…

  • Об адмирале

    Новый фильм Е.Н. Чавчавадзе о Колчаке, в котором я принимал участие, пришлось развернуть на две серии. Я за то, чтобы показать обе сразу по…

  • О разном

    Интересные 10-рублёвые монеты появились, посвящённые русским адмиралам. Среди них - и А.В. Колчак. На обороте написано: 2019 год. * * * Мои…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments