"Милостивый государь, Виктор Николаевич!
Процесс собирания сведений о политической благонадёжности, принадлежности к партиям, служебных и нравственных качествах лиц, принимаемых на службу в правительственные учреждения, выливается иногда в неудобную форму.Естественно, что запрос по такому делу передаётся в порядке подчинённости: управляющему областью, комиссару милиции и т.д.; но, казалось бы, должна быть такая конечная инстанция, дальше которой бумага движения по нисходящим степеням не получала бы, и столь ответственная, деликатная задача поручалась бы органу вполне опытному, корректному, могущему разобраться в сложных обстоятельствах порученного ему дела.
По имеющимся у меня сведениям, непосредственными исполнителями иногда являются простые милиционеры, люди, к подобной службе не подготовленные, часто даже малограмотные, степень политического сознания которых весьма сомнительна; если же подобные агенты собирают сведения об офицерах или крупных чиновниках от хозяев квартир или домовладельцев (подчас людей совершенно неразвитых), притом в несколько приподнятом настроении "по случаю мороза", - то картина приобретает уже несколько комичный характер (выделено мной - В.Х.).
О таком нежелательном явлении считаю долгом довести до Вашего сведения.
Прошу принять уверения в совершенном почтении и преданности.
Павлов"
(ГА РФ. Ф. р-176. Совет министров Российского правительства А.В. Колчака. Оп. 3. Д. 27. Лл. 22-23).
Примечание для тех, кто не понял: В старину выражение "в приподнятом состоянии по случаю мороза" означало "подшофе", выпившего. Так же, как еврея иронически называли "иерусалимский дворянин". После революции это было утрачено