Category: кино

Category was added automatically. Read all entries about "кино".

Я

О силе искусства и о патриарховых критиках

Екатерина Великая и Жанна д-Арк велики сами по себе. Другие женщины, славные подвигами любви и преданности, вошли в историю всё-таки лишь благодаря стечению обстоятельств, потому что принадлежали известным людям: таковы жёны декабристов, Анна Тимирёва и Ева Браун. Третьи же и вовсе известны только из-за своих отношений со знаменитостями и ничем больше, "отражая" их славу: таковы Жозефина и Валевская при Наполеоне, первая Екатерина при Петре Великом, Натали Гончарова при Пушкине, Крупская, Арманд и Аллилуева при советских вождях. Однако совершенно выбивается из этого ряда леди Гамильтон. Казалось бы, ничего достопамятного, кроме авантюрной биографии и положения любовницы Нельсона. Откуда же громкая слава? Исключительно благодаря блестящему фильму 1941 года с великолепной Вивьен Ли в главной роли. Наполовину неправдоподобному, но исключительно яркому. Он начинался с пролога: немолодая нищая оборванка украла бутылку. Толпа поймала её и начала бить, сердобольная старушка привела её к себе, накормила и спросила: "Как тебя зовут?". И та ответила: "Эмма Харт, леди Гамильтон" - и начала рассказывать печальную историю. Конечно, такого не было. Но фильм потряс зрителя, и старый Винстон Черчилль, при всей политической расчётливости сохранивший сентиментальность, признавался, что смотрел его 27 раз! И даже позднейший, более правдивый и интересный с исторической точки зрения фильм с Мишель Мерсье в главной роли не затмил славы первого. А о реакции советских мальчишек на этот фильм красноречиво повествует песня в исполнении А.Малинина и Н.Караченцова.

Другой пример: фильм "Адмирал". Пусть Хабенский менее похож на Колчака, чем Беляев в "Моонзунде", а Лиза Боярская смотрелась в роли Анны похуже Вероники Изотовой из "Коня белого". И исторических "натяжек" тоже можно найти кучу (старые читатели помнят, как я разбирал их по каждой серии в октябре 2009 г.), и брюзжать можно сколько угодно (попробуйте сами снять нечто подобное!). Но фильм (и киноверсия, и сериал) оказался таков, что его посмотрели миллионы. И миллионы женщин плакали. А миллионы мужиков выходили после сеансов из кинозалов в гробовой тишине со снятыми шапками. И миллионы коммунистов и их подсосков колотились в истерике и исходили на г... Этого мало? И можно называть его "китчем", и как угодно. Нелепо сравнивать Гайдая с Тарковским - это разные жанры для разной аудитории (хотя признаюсь, что ни одного фильма Тарковского не высидел до конца - вот такой я "неэлитарный плебей"), Почему Апухтин был в разы популярнее Тютчева, а Ремарком зачитывались куда больше, чем Томасом Манном? Потому что они писали более броско и доступно, без "философии" и интеллектуальных изысков. И с этой точки зрения популярный фильм имел куда большее агитационное значение, чем серьёзные труды серьёзных историков (ибо последние читаемы весьма узким кругом специализированно интересующейся публики). Не побоюсь сравнения: не меньше, чем в своё время идейно противоположный фильм "Чапаев" (поквитались, так сказать).

P.S. совсем о другом. "Меня терзают смутные сомнения": почему-то до выборов и скандала пресловутых "пусек" либералам не было дела до квартир Патриарха, а тут... В совпадения не верю. И, господа единомышленники по БД, перестаньте наконец искать союзников в ком попало - это признак бессилия. А политик, ищущий моральные оправдания бабе, ещё до глума в церкви публично трахавшейся в музее в групповой оргии (да ещё с беременным брюхом) - для меня не политик.
Я

"Враги" в советском кино

Вероятно, никто не будет спорить, что самым популярным видом искусства в СССР был кинематограф. И общественное сознание формировал не столько агитпроп (к 70-м годам изрядно всем поднадоевший) и даже не художественная литература (которую читало меньшинство, за исключением детективов), а именно кино и телевидение, которые в те годы смотрели все. И как бы сегодня ни относиться к советскому кинематографу, ряд фильмов в художественном отношении снимались на профессиональном уровне. А исторические ленты пользовались популярностью, и наиболее многочисленны среди них были картины о Гражданской и Второй мировой войнах. И вот что характерно: если образы немецких нацистов в кино практически не отличались от трактовки официальной пропаганды, то образы белогвардейцев в позднем советском кинематографе (начиная с герасимовской экранизации "Тихого Дона" и особенно с конца 60-х годов) нередко совершенно не укладывались в рамки агитпропа.
Конечно, и образы нацистов были не всегда однозначны, но даже в популярнейшем тогда телесериале "17 мгновений весны" и остроумный циник Мюллер, и вальяжный Шелленберг всё-таки воспринимались как враги. И в этом, надо сказать, советское кино не отличалось от западного, в котором нацисты изображались либо карикатурно, подобно советским фильмам военных и ранних послевоенных лет, либо в мрачно зловещем духе, как в известном английском фильме "Переход". Единственной известной мне попыткой изобразить "нациста с человеческим лицом" был нашумевший в своё время фильм Лилианы Кавани "Ночной портье".
Не то - белогвардейцы. Их образы были разными, но наиболее запоминающимися зрителям стали именно неоднозначные, а порой вызывавшие и симпатию (что совершенно нехарактерно для образов нацистов). И в этом смысле решительно противоречили канонам агитпропа. Если в исторических исследованиях и учебниках, не говоря о пропагандистской литературе, отступление от этих канонов было немыслимо, то в кино было совершенно иначе. Конечно, "киношные" белогвардейцы так же отличались от реальных, как Мюллер в исполнении Леонида Броневого - от подлинного шефа гестапо, а стилизованный "Поручик Голицын" - от настоящего белогвардейского фольклора (кстати, появление песенных стилизаций под белую гвардию с конца 70-х годов было ещё одним индикатором смены общественных настроений). Понятно, что далеко не все они (и даже меньшинство) были лощёными дворянами, с иголочки одетыми и безукоризненно говорящими по-французски (с обмундированием белые армии испытывали больше затруднений, чем красные). Но восприятие их было безусловно неоднозначным, и это главное.
Любопытно, что в наибольшей степени эта тенденция заметна в пронзительной экранизации "Тихого Дона", снятой в годы хрущёвской "оттепели" Сергеем Герасимовым - родным братом бравого колчаковского полковника, командира 25-го Екатеринбургского адмирала Колчака полка горных стрелков Бориса Герасимова, ставшего впоследствии хормейстером Сталинградского театра оперетты. Хотя там есть и отрицательные белые персонажи вроде Листницкого и Митьки Коршунова, но совершенно выбивается образ беззаветно отважного есаула Калмыкова, особенно потрясающая сцена его расстрела ("Смотри, сволочь, как умеют умирать русские офицеры!.."). Да и метания Григория Мелехова вызывают у зрителя сочувствие, а советская власть предстаёт скорее в образе чуждой и жестокой, разрушившей казачий быт и жизнь. Показательно, что в фильме нет ни одного вызывающего симпатию образа красных: и тупой, прямолинейный и мстительный Мишка Кошевой, и юркий плюгавый семит Иосиф Давидович Штокман, и жестокий Бунчук, дезертировавший до этого с фронта, и малограмотный хамоватый Подтёлков, истребивший пленных чернецовских офицеров, воспринимались зрителем отрицательно (помню, когда после долгого перерыва "Тихий Дон" в 1980 г. впервые показали по телевизору, мой школьный друг, обычный советский парень - мы тогда учились в 10-м классе - простодушно сказал: "А козлы всё-таки были эти красные").
И хотя в последующих известных фильмах центральные образы красных были, как правило, положительными, они чаще всего выглядели какими-то вымученно слащавыми (взять Павла Андреевича Кольцова из "Адъютанта его превосходительства" или Фрунзе в экранизации булгаковского "Бега"). В то время как образы белых в ряде случаев поражали своей художественной лепкой и актёрской игрой. Да, были среди них и безусловно отрицательные вроде капитана Осипова и садиста-подпоручика в том же "Адъютанте". Но были и глубоко неоднозначные, как Хлудов в "Беге" и блестяще сыгранный полковник-контрразведчик Щукин из "Адъютанта"(особенно в шикарной сцене: "- Господин полковник, ротмистр Волин умер после допроса. - Я сомневаюсь, подпоручик, была ли у вас мать?"). А были и вызывавшие откровенную симпатию, как обаятельнейший генерал Чарнота из "Бега", сыгранный на одном дыхании Михаилом Ульяновым, поручик из "Служили два товарища" в исполнении Высоцкого, Говоруха-Отрок в более ранней экранизации Лавренёва "Сорок первый" и центральные персонажи экранизации булгаковских "Дней Турбиных" (хотя я и не люблю эту пьесу из-за чересчур просоветского содержания и крайне "неблагодарного" для белых периода гетманщины). И уж совершенно из ряда вон выдававшийся, даже идеализированный прототип Владимира Зеноныча Май-Маевского в том же "Адъютанте" в исполнении Владислава Стржельчика. Кстати, и подчёркивание дворянской культуры белых офицеров (в реальности присущей далеко не всем) имело скорее положительное воздействие на массового зрителя, так как большинство советских обывателей (подобно мещанам старой России) воспринимали эту культуру с уважением, а иные даже старались подражать (порой карикатурно).
Без преувеличения можно сказать, что эти фильмы сыграли огромную роль в формировании глубоко неоднозначного образа белых в массовом восприятии поздних советских людей. Так же, как музыка "Битлз" и отдельные демонстрировавшиеся в СССР западные кинофильмы формировали неоднозначное, где-то даже уважительно-завистливое отношение к современному Западу. И неповоротливый, закостеневший к тому времени агитпроп был здесь бессилен...
Я

Доколе?

Знамение времени: в Европе отменяют пап и мам, заменяя на обезличенно-тюремное "родитель № 1" и "родитель № 2". И не где-нибудь, а в издавна славившейся консерватизмом и почтением к традициям Великобритании. Интересно: и дети должны будут говорить не "папа" и "мама", а "эй, номер 1, слушай сюда"? А ещё Европарламент рекомендует отказаться от обращений "миссис", "мадам", "фрау" и т.д., находя более "нейтральные". Мотив: дабы не дискриминировать женщин, указывая им на их половую принадлежность (видимо, это так стыдно - быть женщиной?). И уже мэр Собянин, стыдливо пряча взор, разрешает митинг педерастов на Чистых прудах, так что и до вожделённого "парада" недалеко (давно ли несчастные люди с вывихнутой психикой были счастливы, что их перестали сажать по статье, подобно наркоманам? Теперь и этого кажется мало, надо публично покривляться). Скоро начнут подбивать церковь благословить однополые браки (а не получится - заклеймят "клерикальными мракобесами"). Толерантно так, мультикультурно. Было время, когда эталоном мужественности считался великий Бельмондо, а голливудские фильмы показывали идеально женственных и нежных дам. Новые времена - новые нравы: теперь в тех же голливудских фильмах бывшие леди наравне с джентльменами лихо хлещутся в драках, кричат "фак ю", шмаляют из гранатомётов и в перерывах задают друг дружке дежурный восхитительно дебильный вопрос: "Ты в порядке?!".
Нет, то, что феминистки и извращенцы - несчастные люди с больной психикой, это я знал давно. Но зачем на поводу у них идти? И после этого надо удивляться тому, что Европа вымирает? А с чего они детей-то будут рожать, искусственных пробирок на всех не хватит. Прав был Шпенглер: "Закат Европы". И мы туда же. Так в борьбе с собственными традиционными ценностями белая цивилизация превращается в злую пародию на самоё себя. Очевидно, чтобы повторить судьбу Рима и Византии...
Я

Мысли по итогам сериала

Общее впечатление после просмотра сериала осталось противоречивое. И отнюдь не из-за перечисленных исторических неточностей (местами досадных и вызывающих недоумение, местами – простительных). В конце концов, в Голливуде перевирают историю куда хуже, да и в советских фильмах, где, с одной стороны, пытались более или менее добросовестно воспроизвести антураж, сами факты искажали сплошь да рядом в угоду идеологическим схемам.
Здесь схемы, к счастью, нет. И общий замысел – показать личную трагедию героев на фоне общей трагедии страны – в целом удался. Никакой особой «сусальности» и «идеализации», о которых взахлеб пишут СМИ, я не увидел – напротив, показаны и достаточно сильные эпизоды белого террора. С точки зрения художественной, психологически убедительно показаны образы жены Колчака (правда, в реальности Софья Федоровна была дамой со сложным и весьма независимым характером), В.О. Каппеля, В.Н. Пепеляева (хотя в жизни он был более резким и темпераментным), М.И. Смирнова (блестящий типаж офицера!), атамана Семенова, Жанена (хотя в жизни этот деятель был более амбициозным и самолюбивым), сына и няни Колчака, вестового Хасана. Можно сожалеть, что недотягивают до образа исполнители главных ролей – Хабенский и особенно Боярская. Хабенский, конечно, старался, это видно, и в отдельных эпизодах ему это удавалось, но…в целом не чувствуется в нем той харизмы и властности, которые были присущи реальному А.В. Колчаку.
Пожалуй, у неподготовленного зрителя (особенно молодого поколения) может остаться недоумение по поводу причин Гражданской войны. Однако фильм, мне кажется, и не претендует на это. В конце концов, после просмотра тот, кто досмотрел до конца, обязательно поищет хоть какую-то литературу по вопросу – и это УЖЕ неплохо. Главное, чтобы ему попалась правдивая литература, а не фарисейски сляпанные поделки современных красных пропагандонов. Ну, а сожалеть о том, что фильм не получился лучше, чем хотелось бы – конечно, можно, но…в каком-то смысле это сродни сожалению о том, что мы проиграли Гражданскую войну. Сделанного не воротишь. И, на мой взгляд, надо уметь видеть в снятой картине и лучшую сторону…
Я

Седьмая серия

В целом серия – едва ли не самая сильная из всех прошедших.

Есть отдельные домыслы в хорошо снятой сцене расстрела учредиловцев: 1) появление Пепеляева, в фильме остановившего расстрел (хотя он был действительно самочинным, и по этому поводу проводилось расследование), 2) будущий зам. председателя следственной комиссии Попов, в фильме спасенный от расстрела Пепеляевым (в реальности от расстрела его спасло то, что он лежал в тифу).

Встреча адмирала с Марией Бочкаревой произошла позже. Покушение (взрыв дома) действительно имело место, и спасло Колчака, как и в фильме, небольшое опоздание. Однако мне неизвестно, что был найден виновник, тем более является домыслом их свидание. Неизвестно и о гибели вестового Хасана при переправе через пограничную реку – полагаю, что это тоже домысел, хотя сцена снята хорошо.

Хорошо показаны сложные условия, в которых оказался Колчак с союзниками, и его достойная отповедь Жанену.

В госпитале Анна Васильевна не работала. Она заведовала в Омске мастерской по пошиву белья для солдат и одновременно служила переводчицей при Совете министров.

Наступление на Волгу и контрнаступление красных происходили не зимой, а весной 1919 года. По фильму же создается странное впечатление, будто все события происходят зимой. Честно говоря, в данном случае замысла сценаристов я не понял.

Честно говоря, никакого особого «гламура», о котором разглагольствует пресса, я в последних сериях не заметил. Напротив, создатели фильма постарались показать взаимную жестокость Гражданской войны. Более того, сцен красного террора (в отличие от белого) пока еще даже не было (бесчинства анархиствующих матросов в 1917 году не в счет)
Я

"Адмиралъ"-4

В принципе события в этой серии изложены довольно последовательно, в частности, матросский бунт, начавшийся с миноносца "Жаркий". Основное недоумение вызвала сцена встречи Колчака с Корниловым. Она состоялась раньше, еще до событий на ЧФ, в бытность адмирала в командировке в Петрограде в апреле 1917 года. Известно лишь, что они обсуждали меры по предотвращению анархии, но о военной диктатуре в то время речи явно идти еще не могло. Не совсем опнятен смысл этой сцены, получается что-то вроде противопоставления Александра Васильевича Лавру Георгиевичу. Керенский похож на себя менее всех остальных персонажей (к тому же он был значительно моложе, всего 36 лет). Отъезд за границу Софьи Федоровны с сыном произошел позже и не носил характера поспешного бегства.
В художественном же плане эта серия показалась мне наиболее сильной из всех предыдущих.

В заключение предлагаю дамам и господам подивиться на очередные фантастические глупости питерских коммунистов по поводу фильма и самого А.В.:
http://www.baltinfo.ru/news/Kommunisty-Peterburga-i-Lenoblasti-Pervyi-kanal-dolzhen-dat-nam-pravo-razoblachit-Kolchaka-111134
Я

Третья серия

Собственно, по 3-й серии замечаний почти нет. Единственный крупный домысел - сцена гибели командующего Балтфлотом вице-адмирала А.И. Непенина. На самом деле он был застрелен, и не в Кронштадте, а в Гельсингфорсе, где находилась главная база БФ. Закололи штыками не его, а военного губернатора Кронштадта вице-адмирала Вирена. Большинство же офицеров действительно расстреливали у памятника адмиралу Макарову в Кронштадте, как это и показано в фильме.

Пожалуй, немного смутила режиссерская неподготовленность перехода к революции. Слишком резкий переход от верных преданных матросов к озлобленным убийцам. Когда показываешь такие сюжеты, все же необходима некоторая подготовка. Опять же, это - мое личное мнение
Я

Вторая серия «Адмирала»

Во 2-ю серию телефильма вошли по большей части эпизоды, не включенные в киноверсию. Исторических погрешностей опять же немного. «Слава» был не крейсером, а линкором (линейным кораблем, по-старому – броненосцем). Колчак никогда им не командовал – до назначения на Черноморский флот он продолжал командовать минной дивизией, во главе которой и оказал поддержку 12-й армии генерала Радко-Дмитриева у побережья Рижского залива во время 1-й Моонзундской операции осенью 1915 года. Георгием 4-й степени он был награжден как раз по представлению Радко-Дмитриева, но еще до производства в контр-адмиралы, хотя текст телеграммы Государя приведен почти дословно. Это было уже после смерти Н.О. Эссена. Колчак был действительно его любимцем и, видимо, создатели фильма решили поэтому «объединить» эти события. Кстати, Эссен, на мой взгляд, сыгран блестяще.
Мундиры и костюмы воспроизведены довольно достоверно.
Что еще сказать? На мой невзыскательный взгляд, любовная линия очень хороша, даже не пойму, за что критики так ополчились на Боярскую. Впрочем, это уже сугубо мое частное мнение…
Я

Комментарии к первой серии

Жаль, конечно, что в фильм не вошли первые славные вехи биографии Александра Васильевича – полярные экспедиции и оборона Порт-Артура. Впрочем, режиссер объяснял это неподъемными затратами.

По сравнению с киноверсией – где события развиваются последовательно – неприятно удивило «перескакивание» во времени – с Первой мировой войны к последним дням Колчака и обратно. Честно говоря, не сторонник такой манеры.

Чисто фактических замечаний в целом немного. Морской бой снят, конечно, в значительной степени условно. Корабли еще старой модели, образца русско-японской войны. «Фридрих-Карл» подорвался значительно раньше и при других обстоятельствах. Н.О. Эссен в то время был уже не вице-адмиралом, а «полным» адмиралом. В свою очередь, Колчак был произведен в адмиралы значительно позже, в апреле 1916 г. (Эссен скончался в мае 1915).

С точки зрения художественной замечаний нет. Досадны были местами обрывы пленки. Артисты попытались верно передать характеры. Менее других похожа на реальный прототип жена Колчака Софья Федоровна – в жизни она была более сложной натурой с независимым и даже своенравным характером, по фильму же – классическая любящая жена и мать, вызывающая только глубокую симпатию.