Category: образование

Category was added automatically. Read all entries about "образование".

Я

Невесёлое

Система преподавания гуманитарных дисциплин в школе уничтожена практически полностью. Студенты вузов(!), за исключением историков, не знают истории совсем, в буквальном смысле. Нередко приходится слышать перлы типа: "Русь крестил Пётр Первый", "основателем СССР был Сталин", "Минский (именно так!) и Пожарский были революционеры, которые боролись против Сталина и их за это повесили", и т.д. И это - студенты(!) столичных(!) вузов(!). Как-то разговорился на эту тему со слесарем-сантехником моего возраста, делавшим у нас ремонт, он сразу вспомнил: "Ну как же, Минин и Пожарский освободили Москву от поляков". Вдумайтесь: слесарь-сантехник, оканчивавший школу 30-40 лет назад, помнит историю лучше, чем сегодняшние студенты - вчерашние выпускники школ. То, что натворили Фурсенко и прочие в "реформах" образования, не поддаётся описанию.

А всё почему? В советские времена преподавание истории портила навязчивая идеология - но это было полбеды, сейчас её полностью выхолащивает показуха. Подросткам не дают системных знаний, а тупо натаскивают на пресловутые тесты ЕГЭ. При этом учебники содержат информации в 3-4 раза больше, чем в былые времена (параграфы по 10 страниц и больше). Но дети её элементарно не усваивают, она проходит через них как рис через решето. И ведь какая-то дрянь получает за подобные халтурные учебники гранты! Плюс халтурное отношение учителей к своим обязанностям (что греха таить, с 90-х в школе остались в основном неудачники). Когда я спросил одну студентку, не знавшую, кто такой Николай Второй, была ли у них русская история в школе и какую она оценку имела по ней, она поразила меня ответом: "4". - "Как, при таких-то знаниях? Поделись опытом", - изумился я. Она ответила просто: "Учительница всем из нас, кто на уроки ходил и тихо сидел, автоматом четвёрки ставила". Некоторые студенты честно признавались мне, что только на моих лекциях почувствовали интерес к истории, а в школе её "терпеть не могли". И по другим гуманитарным предметам не лучше. С картой не умеют работать вообще - не знают, где Польша, где Франция. Литературу в школе изучают не по книгам, а по...изложению краткого содержания в интернете!

Так что шутка Задорнова об американцах "ну, тупые!" насчёт отсутствия у последних общей эрудиции давно устарела: у нас самих выросло такое же поколение молодёжи, если не хуже. И виной всему - омерзительная показуха вместо действительных реформ (которые были, конечно же, нужны, и прежде всего в плане освобождения от фальши идеологического морока - но не такие).
Я

И ещё к "концепции единого учебника"

Для восстановления минимального уровня исторического образования граждан нужен не "единый учебник", эффект от которого будет нулевым либо отрицательным, а деньги опять уплывут зря, а необходимо:

1. Восстановить линейную систему преподавания истории в школе. Сейчас её курс сокращён до 9 класса, а в 10-11 "пробегают" этот усечённый курс по новой в самой беглой форме. По идее такая "концентрическая" система призвана обеспечить более высокий уровень в старших классах, на деле это вылилось в очередную профанацию. Итог - современные выпускники школ (за исключением лично интересующихся и читающих книги) совершенно не знают историю (исключение - Великая Отечественная война). И это при том, что учебники перегружены информацией (10-15-страничные параграфы для 12-летних мальцов), которую они просто не усваивают, пропуская через себя, как воду через решето. Если в советское время была другая проблема - фальсификация истории в угоду идеологии, то сейчас её просто не знают - ни в идеологизированном виде, ни в каком.

2. Отменить пресловутый ЕГЭ (к тому же "по выбору"), к чему ещё в 2008 г. призывала Всероссийская педагогическая конференция. Восстановить вместо него обязательный устный экзамен по русской истории при выпуске. Его отмена привела, во-1-х, к резкому падению уровня знаний (зачем напрягаться, если нет обязательного экзамена?), во-2-х, к тому, что (для тех, кто сдаёт по выбору) преподавание истории в старших классах превратилось в тупое натаскивание учеников на решение тестов, вместо нормального системного обучения.

3. Отменить и профанацию тестирования "остаточных знаний" студентов, которая на практике в большинстве вузов выглядит так: преподаватели ходят между рядами студентов и подсказывают каждому, на какую кнопку компьютера тыкать пальцем (тесты выводятся на экраны). При этом заранее закладывают 10-15% ошибок, дабы у проверяющих инстанций в Минобрнауки не возникло сомнений, что это писали студенты! Между тем, сами тесты составляются "для галочки" на таком уровне, который реально способны решать только студенты истфаков, да и то наиболее подготовленные. Если бы студенты непрофильных факультетов решали такие тесты самостоятельно ("по-честному"), уровень правильных ответов не превышал бы 5%, да и то наугад. А ведь под это дело (разработку всех этих фиговых листков - ЕГЭ и всей "тестовой" системы) были созданы целые институты, ухлопаны огромные деньги и сотни тонн бумаги.

4. Покончить с уродливой профанацией курса истории в непрофильных вузах (на неисторических специальностях), где за полгода (!) первокурсникам пробегают всю историю России от Рюрика до Путина. Общий курс истории (даже России) не-историкам в вузах ненужен - его должны полноценно на среднем уровне давать в школах. Достаточно ввести вместо этой полугодичной профанации годичный курс новейшей истории России, ограничив его событиями ХХ века - от первой смуты 1905 г. до становления современной государственности в 1991-1993 гг. Излагать последние политические события (по советской традиции) бессмысленно, для разъяснения действующей политической системы есть политология.

Вот, собственно, в чём проблема, а не в отсутствии "единых учебников". Хватит под видом обезьянничаний с Запада пилить деньги и имитировать бурную деятельность ("реформируем, работаем!") на пустом месте. В результате такой "работы" задорновское "ну, тупые!" в адрес американцев актуально уже не для них, а для нашей сегодняшней молодёжи.
Я

И это называется "концепция"?

Пока не видел подтверждений достоверности, но если правда, то цензурно комментировать трудно:
"В России сделаны первые шаги по разработке единой концепции школьного курса истории. Составители концепции представили 10 июня свои наработки Российскому историческому обществу. В проекте оказался 31 спорный вопрос, по которым учителям будут даны специальные рекомендации. В списке упоминаются имена большинства советских и российских лидеров, включая Иосифа Сталина, Никиту Хрущева и Леонида Брежнева. Эти личности рекомендуется рассматривать исключительно в рамках проведенных ими реформ, чтобы школьники сформировали «внутреннее убеждение, что именно такова была история, а для иных трактовок иметь барьер». К иным трактовкам отнесены сталинские репрессии, упоминание которых в учебнике считается неудачным".
Взято отсюда: http://www.pravmir.ru/novoe-pokolenie-snova-sobirayutsya-vospityvat-na-lzhi-prot-kirill-kaleda-ob-uchebnike-bez-repressij/
Как говорил барон Мюнхгаузен в исполнении Янковского: "Это не моя жизнь. Она приглажена, прилизана, напудрена и кастрирована".
Я

Под козырёк!

Не успел царь слово молвить, а ретивые слуги уже тут как тут - и учебник у них готовенький:
http://izvestia.ru/news/545945#ixzz2MlAnGGHS

Особенно умилило: директор РЖД является редактором учебника истории. Всё, приехали! Учебники истории пишут железнодорожники. Цитируемый же в сообщении гендиректор Центра проблемного анализа - бывший депутат Госдумы, хорошо известный своим интриганством - в 90-е слыл записным демократом (и тоже далеко не историк). Чётко сечёт конъюнктуру парень!
Я

Приятные новости

Намедни профессор двух московских вузов Владимир Геннадьевич Хандорин наконец "физически" получил докторский диплом, эпопея закончилась (почти год ждал после защиты, ВАК - это ВАК).
Кроме того, одно из немецких издательств обратилось с предложением о переиздании моей второй монографии (об эволюции кадетизма) на немецком и русском языках. Какое - пока раскрывать не буду, во избежание анонимных пасквилей от дроковых и черкасовых злобствующей бездари, пристально отслеживающей мой блог (были, были прецеденты...).
Я

Из школьных сочинений

> Пока мушкетёры не привезли королеве подвески, она вешала на уши лапшу.
> Суворов был настоящим мужчиной и спал с простыми солдатами.
> Бедная Лиза рвала цветы и этим кормила свою мать.
> Пьер был светский человек и поэтому мочился духами.
> Наташа Ростова хотела что-то сказать, но открывшаяся дверь закрыла ей рот.
> Чацкий вышел через задний проход и подпёрнул дверь палкой.
> Ленский вышел на дуэль в панталонах. Они разошлись и раздался выстрел.
> Декабристы накопили большую потенцию и излили её на Сенатскую площадь.
> Дантес не стоил выеденного яйца Пушкина.
> Плюшкин навалил у себя в углу целую кучу и каждый день туда подкладывал.

> Анна Каренина не нашла ни одного настоящего мужчины и потому легла под поезд.
> Летать на костылях непросто, но он научился (это про Маресьева, видимо).
> Его глаза с нежностью смотрели друг на друга.

Взято у natakoltcha (отобрал самое убойное)
Я

Сравните

В 1910 году профессор Томского технологического института Молин отказался подать руку попечителю учебного округа Лаврентьеву, которого считал реакционером и непорядочным человеком.
В 2010 г. (сто лет спустя!) профессора МГУ Вдовин и Барсенков, чей учебник комиссия Сванидзе сочла политически неправильным, поспешили униженно раскаяться и "признать свои ошибки" в лучших советских традициях. И ведь речь шла не о жизни и свободе, как в 1937 году, а всего лишь о насиженном местечке в МГУ...