Category: общество

Category was added automatically. Read all entries about "общество".

Я

Диктаторы и элита

Помню, в годы "перестройки" на ТВ пригласили зятя Хрущёва, в прошлом известного журналиста Аджубея (героя поговорки: "Не имей сто рублей, а женись как Аджубей"). Молодой телеведущий спросил его: "Скажите, как Никите Сергеичу Хрущёву удалось найти в себе такое мужество, чтобы наперекор сопротивлению партийного аппарата отказаться от сталинских методов, закрепив это ХХ съездом?". Умудрённый годами Аджубей нашёл в себе совесть и ответил салаге: "Никакого сопротивления партийного аппарата не было, наоборот - партийный аппарат поддержал Хрущёва на том этапе, т.к. для них ХХ съезд стал гарантией безопасности. Ну представьте, вас назначили секретарём райкома или обкома, и при этом вы знаете, что двое ваших предшественников расстреляны, как вы себя будете чувствовать?". Аджубей сказал правду: абсолютно единоличная власть, основанная на страхе всех подданных снизу доверху, от простого работяги до ближайших соратников вождя (у большинства из которых были арестованы жёны и другие близкие родственники и каждый из которых ни минуты не чувствовал себя в безопасности), не может держаться долго. Рано или поздно элита захочет воспользоваться плодами своего статуса, зажить всласть полной грудью, обрасти привилегиями, иметь свой голос в управлении, в конце концов. Собс-но, то же произошло в России и после смерти Петра. Только во второй половине ХХ века роль нового дворянства сыграла партийная номенклатура.
Я

Глупость или измена?

Отдельные (подчёркиваю, отдельные, не все!) предвзято настроенные к России и русским западные историки, а вслед за ними и наши современные "либералы" давно взяли моду проводить параллели между Российской Империей и СССР. Дескать, всё это было характерным продолжением: советский тоталитаризм - царского авторитаризма, колхозное крепостное право - старого помещичьего крепостничества, и даже советская "элита" негласно обзаводилась привилегиями, типичными для высших сословий в старой России. Всё это полнейшая дичь, т.к. в реальности между большевиками и Романовыми ещё меньше общего, чем между якобинцами и предшествовавшими им французскими королями, чьи могилы они уничтожили.

Начнём с того, что сравнивать архаичные сословные общества эпохи классических монархий с массовыми обществами ХХ века вообще нелепо - всё другое: обычаи, законы, уклад жизни, тип экономики, приёмы и методы власти и т.д.; общим местом является разве что отсутствие демократии в абсолютных монархиях эпохи условного "феодализма" и тоталитарных режимах ХХ века. Но проводить на основе этого какие-то аналогии просто глупо.

Ещё меньше общего у СССР с Российской Империей позднего периода, постепенно эволюционировавшей по пути современных цивилизаций. Собственно, это началось с Екатерины и Александра I, когда в праве утвердилась презумпция невиновности, были отменены пытки и запрещены аресты на основании одних лишь доносов ("слово и дело"); всё это вернулось лишь при большевиках. Крепостное право (возрождённое для крестьян в колхозной форме Сталиным) было отменено Александром II; при нём же появились независимые суды, причём реально независимые (современных масштабов коррупции Россия тогда не знала), включая адвокатов и присяжных. При нём же - выборные органы местного самоуправления, при всей ограниченности их полномочий (впрочем, городские думы на сословной основе создала ещё Екатерина), относительная свобода печати (в газетах можно было ругать любого губернатора и министра, кроме монарших особ). Грани между сословиями резко сократились: доступ к образованию (как гражданскому, так и военному) был предоставлен практически всем (уже в начале ХХ века более половины офицеров, за исключением гвардии, были не из дворян), призывать в армию тоже стали всех, плюс равенство перед судом. За 1905 годом последовали гражданские свободы, многопартийная система, парламент (пусть и основанный на неравном представительстве и с урезанными полномочиями), частная собственность крестьян на землю, профсоюзы, зачатки социального страхования. Страна постепенно шла к всё большей свободе и гуманизму, ну а скорость капиталистической эволюции в экономике признавал даже Ленин в своём известном "Развитии капитализма в России".

Да, на каком-то этапе противоречия не удалось разрулить, трагически совпали незавершённость реформ с первой в истории тотальной войной при крайне низкой политической культуре народа; сказались и вековая культурно-образовательная пропасть между "верхами" и "низами", и отсутствие сильного правительства после Столыпина и Коковцева, и невнимание властей к пропаганде, которая стала сильнейшим козырем революционных партий... Думается, если б не война, катастрофы ещё можно было бы избежать.

Но что сделали, придя к власти, большевики? Уничтожили все ростки либерализма и само понятие о правопорядке, заменив его произволом партии, истребили все традиции, насаждая мифический "пролетарский интернационализм" и химеру мировой революции, перевернули страну вверх дном, отбирали собственность (ни с частно-крепостнической, ни с частно-капиталистической советская госплановая экономика ничего общего не имела), вместо гражданского равенства (окончательно утверждённого Временным правительством) ввели позорное понятие "лишенцев", отобрав избирательные права и запретив поступать в вузы представителям не только старой элиты, но и всем в прошлом состоятельным людям и их детям как "представителям свергнутых эксплуататорских классов", на пике своего владычества развернули такой дикий террор, аналогию которому (да и то слабую) можно найти разве что в опричнине Ивана Грозного. Выкорчёвывали любую инициативу, воспитывали роботов системы, даже гуманитарные науки и культуру поставили на службу партии (это вам не просто цензура времён давно забытого Аракчеева, это "руководящая и направляющая"), ввели языческое обожествление вождей с заучиванием их цитат и прижизненным идолопоклонством (государям ставили памятники только после смерти!), создали колоссальнейший агитпроп с системой промывки мозгов.

Ничего подобного в старой России и близко не было. Да, были проблемы, не было "града Китежа", их решали, в некоторых под конец запутались по стечению обстоятельств, но двигались в направлении прогресса. В СССР прогресс был лишь в худо-бедно бесплатной медицине и образовании (притом, что гуманитарные науки были выхолощены) и в тяжёлой (прежде всего военной) промышленности (отсюда и внимание к космосу) за счёт ограбления крестьян и перекачки средств. Всё держалось только на страхе. Уже после бестолковых метаний Хрущёва и неудачной реформы Косыгина стало ясно, что эта экономическая система не имеет будущего, как ты её ни крути, из-за элементарного отсутствия частной инициативы, конкуренции и бича безработицы. Потому и рухнул монстр без войны - без "империалистической" и без гражданской. Сама "элита" всё поняла и поспешила поменять "Капитал" бородатого еврея Маркса на капитал реальный. Правда, для своих. И неизжитые до конца приёмы и традиции советских времён продолжают мешать нам и сегодня, порождая отставание, прикрытое бравурными картинками. Но это уже совсем другая тема.

Так что, вспоминая знаменитую фразу Милюкова: "Что это: глупость или измена?", можно сказать, что параллели между дореволюционной Россией и Совдепией могут проводить люди либо невежественные (глупость), либо злонамеренные (измена).
Колчак

Колчаковские дни

Сегодня  исполнилось ровно 100 лет со дня трагической гибели Верховного правителя России адмирала Александра Васильевича Колчака. И сегодня же вечером я прилетел из Иркутска, куда ездил в командировку от общества "Двуглавый орёл". 5-6 февраля там прошла научная конференция (на которую мы прибыли прямо с самолёта), организатором которой выступал профессор Павел Александрович Новиков. Я выступил вторым после него на пленарном заседании. Третьим выступал другой мой знакомый, молодой петербургский профессор А.С. Пученков. Большинство участников были иркутяне, но были и из других городов России, от Москвы и Петербурга до Владивостока, и даже из других государств - Словении и Белоруссии. Конференция была достаточно насыщенной (по итогам будет издан сборник). Большинство выступавших за два дня были люди адекватные, но попадались и рьяные коммунисты, двое так вообще несли ахинею про "британского агента" и в таком духе, так что не обошлось без перепалок. Со вторым я не утерпел и выступил в ответ, в результате дело едва не дошло до группового скандала, поскольку обе стороны получили поддержку. А одна почтенная дама так вообще, рассказав историю одного из красных "героев" Гражданской войны, расстрелянного в 1938году, сделала заключение, что на примере таких людей надо учить молодёжь. Что вызвало естественный вопрос из зала: если человек служил своей партии и был ею же расстрелян, предварительно признав под пытками все обвинения, то чему тут учить? Но, повторяю, адекватных людей было больше.

На второй день нас свозили на экскурсию в музейную камеру Колчака, причём экскурсию провёл лучше всякого экскурсовода сам начальник тюрьмы - весьма колоритный и занятный полковник, с большим уважением говоривший о Колчаке (редкость среди людей такой профессии) и попутно рассказавший массу интересных вещей. В частности, про своего знакомого афонского монаха, который был учеником нашего эмигранта - протоиерея РПЦЗ, в молодости служившего казаком в конвое Колчака. По словам этого монаха, протоиерей всю жизнь замаливал свой грех предательства адмирала, когда конвой фактически бросил его на станции Нижнеудинск, - настолько был потрясён его дальнейшей судьбой.

На третий день, сегодня утром мы возложили цветы к памятнику Александру Васильевичу, сказали несколько слов от души. Первым говорил подъесаул Александр Степанович Турик (замечательный энтузиаст, выступавший и организатором гражданской панихиды, и заказчиком последующего молебна), вторым - я, третьим - академик Николай Николаевич Крадин из Владивостока. Кто-то сбоку нас снимал с телефонов, но была ли это пресса или просто любители, я так и не понял. После гражданской панихиды состоялся молебен в Знаменском соборе рядом с памятником адмиралу. После этого я улетел домой. Мой спутник, представитель "Двуглавого орла" Р.Ю. Билибин ещё остался там по делам.

Вообще, в Иркутске (где я был ранее летом 2008 года) в этот раз я познакомился со многими интересными людьми, всем им спасибо, но в первую очередь П.А. Новикову (за конференцию и хлопоты по нашей встрече и проводам) и А.С. Турику (за панихиду и молебен). Там же встретился со своим старым школьным другом Юрой Кротовым, который живёт в Ангарске (под Иркутском) и приехал повидаться со мной. Когда мне пришлют фотографии из Иркутска, я выложу их здесь.

Памятные мероприятия проводились и в Омске, куда от "Двуглавого орла" ездил известный московский военный историк К.А. Залесский, в Санкт-Петербурге и в Москве, где сегодня открылась выставка парижского архива Колчака и должен был состояться вечер памяти в Доме русского зарубежья с демонстрацией премьеры фильма Елены Николаевны Чавчавадзе "Золото Колчака", о котором я писал и который, напоминаю, пройдёт в ночь с воскресенья на понедельник (с 9 на 10 февраля) на канале "Россия-1" в час ночи (сразу после Соловьёва).
На изображении может находиться: 7 человек, люди сидят, люди стоят и в помещении

Ниже привожу ссылки:
1. Моё выступление в студии "Двуглавого орла" к столетию гибели А.В. Колчака, записанное накануне отъезда:


2. Моё интервью "Комсомольской правде", записанное также до отъезда и только что вышедшее: https://www.kp.ru/daily/27088.4/4160235/ (одну ошибку корреспондента в тексте всё-таки пропустил - А.И. Гучков в 1917 г. не был "главой Госдумы", а военным и морским министром Временного правительства).

Постскриптум:
На открытии выставки архива А.В. Колчака в Доме русского зарубежья (куда меня приглашали, но я был в Иркутске) присутствовала министр культуры России Ольга Любимова. Вдова А.И. Солженицына назвала адмирала "личностью огромного масштаба" и напомнила, что её покойный муж больше всех деятелей России ХХ века чтил Столыпина и Колчака, чьи портреты висели в его рабочем кабинете: https://ru.euronews.com/2020/02/07/returned-archive-of-koltchak-exposed-in-moscow?fbclid=IwAR21jEP01RjRsfzcsjQ_3SaNOEVWGL2fTDhTtPSFxc-xheUdB5ErGmMfBgs
Я

"Политкорректный" маразм

А если разобраться, за что в мире сегодня не любят Россию? Прежде всего за несвободу и коррупцию. Со вторым я полностью согласен, а вот по первому - с какой стороны посмотреть. С политической - разумеется, у нас авторитарные традиции, нет ни реально конкурентных партий, ни независимых федеральных телеканалов (одно время при Ельцине были), да независимость судов-то больше на бумаге, а уж о почти средневековой пенитенциарной системе нечего и говорить. Зато у нас практически отсутствует табу на обсуждение каких-либо тем, а в западном мире, увы, с торжеством левацкой псевдо-"политкорректности" и псевдо-"толерантности" как раз начались всевозможные ущемления и запреты. Начиная с уголовной ответственности за отрицание Холокоста. При всём сочувствии к пострадавшим евреям, давайте тогда установим уголовную ответственность за отрицание любых исторических событий. Ты можешь не любить коммунистов, консерваторов, либералов, но не дай Бог ты выскажешься хоть как-то "не так" о "меньшинствах", будь то евреи, "цветные", феминистки, гомосексуалисты или лесбиянки (допустим, что тебе просто не нравятся "гей-парады" или что среди цыган выше уровень преступности) - всё, тебя затравят, станешь изгоем общества, тебя не возьмут на приличную работу, и навеки будешь ходить с клеймом "расиста, сексиста (вот идиотское словцо!) и гомофоба".

И это - как раз в странах, где означенные меньшинства дискриминировали в своё время куда больше, чем в России. Ни Апухтин, ни Чайковский у нас не сидели, в отличие от их Уайльда, и даже среди великих князей попадались "геи" вроде Константина Константиновича и Сергея Александровича, - а инородцы имели карьерные возможности не хуже русских. Вы можете себе представить, чтобы в викторианской Англии XIX века премьером был индус? А у нас был армянин, граф Лорис-Меликов. В южных же штатах США расовую дискриминацию вообще отменили лишь в 1960-е годы в президентство Джонсона, даже хвалёный Кеннеди не дотянулся. Что же касается евреев, то дискриминации подлежали только иудеи, с выкрестов автоматически снимались все ограничения, как с дедушки Ленина Израиля Бланка. Что, будете напоминать пресловутые погромы? А в демократичнейшей Франции разве не было тем самым временем дело Дрейфуса? А в Штатах не было ку-клукс-клана и линчеваний чёрных?

Теперь же маятник на Западе качнулся в обратную сторону, и перед ранее обиженными принято без конца каяться. Ну ладно, попросили прощения один раз - но почему теперь, если ты говоришь "я не люблю белых/мужчин("самцов")/натуралов", ты всего лишь выражаешь свободу слова, - но попробуй скажи "я не люблю чёрных/цветных/евреев/феминисток (даже не женщин вообще!)/педерастов" - и ты сразу расист, сексист, гомофоб и далее по списку? Не пора ли этот идиотский маятник остановить где-нибудь посередине, а потом уже поучать русских правилам политеса?

Добавлю: Отчасти отношение к России определяется и её "полусхожестью".
Китай или Японию Запад традиционно воспринимал с любопытством, как принципиально иные цивилизации, как экзотику, а Россию - как пародию на себя (примерно так же человек может умиляться собакам и кошкам, но брезговать обезьянами как карикатурой на себя). Совершенно чужое интересно, а вот похожее, но всё-таки не такое всегда раздражает. Хотя на самом деле пародия на Запад - это Латинская Америка. А в России многое было просто непонятным. Поэтому же Гамсуна восхитила до слёз "город-сказка" Москва (благодаря своей большей самобытности) и оставил равнодушным классический европейский Петербург, хотя мы, русские, и лично я чаще преклоняемся именно перед этой блестящей императорской столицей (я, например, поклонник классической европейской архитектуры определённых исторических стилей: готика, барокко, классицизм, ампир, ранний модерн. Всего это в избытке в Петербурге /кроме готики/ и не так много в Москве). Это как с языками: русского человека обычно интересуют чужие английский, немецкий, французский или испанский, но смешат близкие по строю и фонетике польский, украинский, чешский, болгарский или сербский. Потому что иные произношения и окончания привычных слов кажутся смешными, пародией на русский (особенно восточнославянские и югославянские языки).

Западу была по-настоящему близка лишь русская культура золотого и отчасти серебряного века, но как раз потому, что она-то практически шла в ногу с европейской, а в чём-то и опережала её: как Достоевский вдохновил целое течение экзистенциалистов (сам будучи ярым антизападником), Толстой дал непревзойдённый образец классического европейского романа, Чехов открыл новое направление в драматургии, ну а русский балет под музыку Чайковского вообще стал лучшим в мире.
Я

Pro et contra

С.В. Волков оптимистично уверен, что возрождение русской национальной идентичности в её нормальном виде произойдёт с уходом нашего "совкового" поколения, которое в массе своей блуждает между советским патриотизмом и смердяковским "либертарианством":
https://salery.livejournal.com/177020.html
Хотелось бы верить, но кое-что смущает:
1. Разрушена система образования. Молодёжь, действительно не заражённая советским идеологическим маразмом (за исключением определённого процента не
офитов, наслушавшихся ностальгических баек от дедушек-бабушек), при этом совсем не знает своей истории (кроме Великой Отечественной войны. ставшей в последние двадцать лет предметом непомерно раздутого культа). Правда, нечто подобное было в 20-30-е годы, когда господствовал пресловутый "бригадный метод обучения", от которого сами большевики спохватились вовремя отказаться. Но кто сейчас будет возрождать и выстраивать нормальную систему образования?
2. Взять хотя бы такую невинную вещь, как праздники. И на Западе, и в дореволюционной России главным зимним праздником было (а на Западе - и до сих пор) Рождество, а не Новый год: и ёлки там рождественские, и всё остальное. У нас же, хоть уж почти 30 лет нет советской власти, народ до сих пор празднует в первую очередь Новый год, не смущаясь тем, что по новому календарю он приходится на дни поста, поскольку наша церковь живёт по старому календарю. На гос. уровне это выглядит вообще комично: Новый год - официальный праздник по новому стилю, Рождество - по старому. 23 февраля и 8 марта тоже по-прежнему активно празднуются, хотя почти никто не помнит, откуда и почему они взялись, просто уже как день мужчин и день женщин (само по себе, если разобраться. нелепо. С таким же успехом можно праздновать день домашних животных). Слава Богу, перестали праздновать 1 мая и 7 ноября. Но в целом налицо определённая живучесть советских праздников и традиций, при том, что старые возрождаются как-то слабо, а новые (вроде 12 июня и 4 ноября) и вовсе не приживаются, гораздо бОльшую популярность приобрели пришедшие с Запада день Св. Валентина и "Хэллоуин". И это, кстати, показатель. Отсюда и вопрос: кто будет возрождать и как? Церкви это не под силу, уже очевидно, у нас государство с 18 века светское и образовательными процессами руководило оно. Разве что во власть случайно попадёт представитель малочисленной национально ориентированной части общества (да и то среди неё далеко нет единства), что в обозримом будущем представляется маловероятным.

Постскриптум.
Вообще характерно, что современные "российские либералы" ведут историю своего движения не с Кавелина, Чичерина, Милюкова или Гучкова, а с Сахарова и других советских диссидентов. И это правильно. Потому что Милюков и Гучков, при всех своих грехах, в гробу перевернулись бы от таких "преемников". Всё-таки они, будучи либералами (а кадеты - притом и западниками), оставались при этом государственниками, патриотами и даже империалистами. Классический русский либерализм умер с революцией. А эти - чисто советский продукт. В советской школе они усвоили, что "царская Россия" была реакционной, отсталой и лапотной. Но потом разочаровались и в СССР, а отсюда сделали вывод - "эта страна" не имеет прошлого и настоящего, а по прошествии 90-х многие из них решили, что не имеет и будущего. В их понимании 90-е были "единственным(!) шансом" России, который был упущен (это когда народ голодал, экономика полусдохла, а бандиты делили собственность с оборотнями из партийных бонз, зато была свобода слова). И всё их изучение истории сводится к разбору "ошибок" Ельцина при выборе преемника. На большее мозгов не хватает.
Колчак

Первые впечатления

Начал разбирать сканы документов парижского семейного архива А.В. Колчака, которые прислал мне после аукциона один хороший человек. Времени пока мало, поэтому приходится урывками. К тому же сканы рукописей (машинописных документов очень мало) с трудом читаются. Самое интересное - это переписка адмирала с женой Софьей Фёдоровной и её воспоминания. Много её стихов, судя по которым, женщина она была довольно эмоциональная, как и её "соперница" Анна Васильевна Тимирёва. Из отдельных отрывков, которые удалось прочесть, видно, что мужа она по-своему продолжала любить и впоследствии чтила его память, подчёркивая его "светлый образ" ("Я намеревалась назвать свою книгу "Две жизни" и хочу дать понять русским людям, каким был Адмирал Колчак, Александр Васильевич, и какой была его первая и законная жена София Фёдоровна. Об Анне Васильевне Тимирёвой, урождённой Сафоновой, попавшей в газеты под именем "жены Колчака", я напишу ниже"... "Мы шли рука об руку, хотя и не в ногу, т.к. люди мы были разные"...). Хотя доходившие до неё из Омска слухи о связи мужа с Анной воспринимала, конечно, ревниво, о чём говорит и давно опубликованное (в русском "Военно-историческом вестнике" в Париже в 1960 г.) письмо адмирала к жене, где мимоходом проскальзывают строки: "Если ты позволяешь себе слушать сплетни про меня, то я не позволяю тебе их сообщать мне". Вот тема для романа в письмах: адмирал и две его женщины, куда там до них разным леди Гамильтон... Переписка адмирала с Анной была издана отдельными книгами уже дважды, - теперь, надеюсь, будет опубликована и его переписка с женой.
Я

"О своих - только хорошее"

Стоило вчера в фейсбуке хорошо отозваться о Черчилле, как последовал шквал негодования со стороны наших посконно-кондовых правых патриотов (из тех, что "католики больше самого папы римского"). И русофоб-то он скрытый якобы был (англосаксы - они такие, ни в чём нельзя верить!), и алкоголик, и вообще "Запад всегда ненавидел Россию". Да вы, говорю, посчитайте, сколько условный "Запад" (ставший единым понятием лишь после Второй мировой войны) воевал промеж собой и сколько раз - с Россией. Не слышат. В хор возмущённых подключился историк-монархист М. Шевченко, высокомерно посоветовавший мне почитать Достоевского и Хомякова с Ильиным. Аргумент, конечно, мощный: ежели сам Фёдор Михалыч Достоевский сказал, что Запад - наш вечный враг, то так оно и есть. Что, мнение писателя (пусть даже гениального) - это закон? А почему тогда не цитируете Толстого - тоже вроде великий писатель? Только потому, что он не был православным монархистом? (Не защищаю Толстого, просто как пример). За тупость и хамство забанил двоих, включая этого "светоча науки", третий сам меня забанил, не пережив моего критического отзыва об Александре III и ссылки на "масона" Витте.

У большинства современных монархистов есть две священных неприкосновенных фигуры - Александр III и Николай II. Ты критикуй кого хошь - Петра Великого, Екатерину Великую, Александра Освободителя - а двоих последних не замай. Е.П. Чудинова даже как-то выразилась на эту тему: "Зачем лить воду на мельницу красных?". Послушайте, но мы же взрослые люди. Если "красные" молятся на Сталина, мы должны брать с них пример (только в отношении своих кумиров)? Да полноте. Если заниматься историей, а не пропагандой, то надо быть во всём объективными. И ошибок "своих" не замалчивать. Я, заметьте, сколько бы ни обзывали меня краснокожие "апологетом Колчака", никогда не замалчивал и ошибок адмирала. История для того и существует, чтобы извлекать из неё уроки. А то получается, для одних (коммунистов) Российская Империя - это "нищая, забитая, лапотная страна", где все-то были неграмотны и крепостное право отменил лично Ленин, для других (монархистов) - это благостный град Китеж. Вот откуда у людей такие крайности в восприятии? Как у детей: хороший дядя или плохой, оттенков нет.
Я

О разном

Любопытный документ колчаковского правительства (как-то раньше проскочил мимо меня) об определении размеров зарплаты А.И. Деникину:
Постановление Совета министров
Августа 26 дня 1919 г.
Об установлении оклада содержания Главнокомандующему Вооружёнными силами на Юге России
Совет министров постановил:
Установить оклад содержания Главнокомандующему Вооружёнными силами на Юге России в размере 5000 рублей в месяц и на представительство отпускать ему ежемесячно 5000 рублей.
Подписал: председатель Совета министров П.В. Вологодский.
На подлинном начертано: Утверждаю. Верховный правитель адмирал Колчак
(ГАРФ. Ф. р-176. Оп. 5. Д. 32. Л. 87"б").

     *     *     *
Штрихи "политкорректности" на Западе: в Швеции всё бОльшую популярность набирает 16-летняя Изабелла Ярванди, которую уже прозвали "анти-Гретой Тунберг". Она выступает против засилья восточных мигрантов и за традиционную семью. И вот Твиттер заблокировал её страницу, на которой к тому времени было 10 тысяч подписчиков. Такая "политкорректность"... Источник: https://tsargrad.tv/news/narod-shvecii-vybral-junuju-anti-gretu-v-borbe-s-migrantami-no-ee-tut-zhe-zablokiroval-twitter_229152
Постскриптум: как мне написали только что в фейсбуке, "это было в сентябре. В октябре она завела новый аккаунт, и теперь у нее почти 4000 подписчиков. Скоро опять будет 10 тысяч". Что ж, молодец, упорная девочка!
Я

Разное

Справедливо заметили: Пестель со своей "радикальной" программой рев. диктатуры на 10 лет и истребления императорской фамилии чужими руками - один из первых бесов революции в России. При том, что большинство остальных декабристов были вполне бестолковые молодые люди, толком не знавшие, чего хотят - впрочем, и у Достоевского в "Бесах" точно знает, чего хочет один Верховенский да ещё Шигалев, остальные играют в модную игру. Как говаривал позднее тов. Зиновьев (он же Радомысльский, он же Апфельбаум): даже если в революции погибнет часть населения России, остальные будут иметь счастье жить при коммунизме. Прогадал, правда, сам попал во враги народа и под расстрел по воле "чудесного грузина".
     *     *     *

Собственно, когда празднуют комсомольские юбилеи, важно помнить, и как начинал комсомол (7 подряд первых руководителей ВЛКСМ были репрессированы, из них 6 расстреляны как враги народа), и как он закончил (когда комсомольские вожаки вроде Ходорковского стали первыми капиталистами):https://www.mk.ru/social/2018/11/11/komsomolskoe-proshloe-rossiyskikh-biznesmenov-kak-nachinali-khodorkovskiy-i-zyukin.html?fbclid=IwAR3zJ8dHCritwb642XDChgF1wNWsykjHTlkylw1R3q-LU76IDCO_ZXbK-BM Так что не надо сентиментальных розовых соплей про "романтику" и песни у костра. Были, конечно, и трудовые подвиги, и наивный щенячий энтузиазм части зомбированных подростков, но гордиться тут особо нечем: бесплатно пахали на "светлое будущее" (оказавшееся вовсе не светлым) простые комсомольцы, такие же одураченные. Чего ж ностальгировать по глупости? Разве что пожалеть можно.
     *     *     *

О памятнике Примакову. Его историческая роль явно преувеличена. Но то, что он был одним из немногих порядочных людей в этой системе - это правда (это признавал даже С.В. Волков, работавший в институте под его руководством).
     *     *     *

А кстати, праздник 7 ноября отменил именно Путин (Ельцин пытался сохранить его как "день примирения и согласия"). Правда, взамен нам сделали малопонятный праздник 4 ноября (день освобождения Москвы от поляков? Почему тогда не от Наполеона, который был куда "круче" поляков? Я бы вообще сделал день взятия Парижа 30 марта 1814 г. вторым днём Победы). Просто народ привык праздновать в начале ноября, а что праздновать - уже неважно.
*    *    *
На днях участвовал в программе "Кинозеркало" в обсуждении (после просмотра) старого (2003 г.) документального фильма о Колчаке (из цикла "Русский выбор", где ведущим был Никита Михалков - многие, вероятно, помнят). Вернее, отвечал на вопросы аудитории, вместе с режиссёром фильма Еленой Чавчавадзе и историком Александром Макушиным: https://www.facebook.com/photo.php?fbid=1015904718759572&set=a.396480160702034&type=3&theater
 *     *     *
Путин выразил пожелание, чтобы в качестве альтернативы Википедии был создан электронный вариант Большой российской энциклопедии (последнее и единственное за постсоветскую эпоху издание которой недавно было завершено в печатном виде в 35 томах). Думаю, это сильно запоздалая идея. Во-первых, люди уже привыкли к Википедии, успевшей снискать широкую популярность. Во-вторых, при всех своих недостатках, как справочник Википедия значительно полнее и подробнее, чем БРЭ (практически по любому вопросу). Единственное, с чем можно согласиться - печатный способ издания подобных многотомных справочников безнадёжно устарел. И места много занимают на полках, и дорого стоят, и искать хуже - куда удобнее набрать слово в Википедии, чем лазать по томам и листать печатную энциклопедию. Это ведь не книга, которую ты читаешь подряд, и в печатном виде она лучше воспринимается и усваивается, а всего лишь справочник, - для такого рода литературы электронный вариант удобнее.
     *     *     *
Постскриптум.
Страсти-мордасти. Известный питерский историк, оппонент одиозного Понасенкова О. Соколов совершил убийство девушки и расчленил труп, был задержан при неумелой попытке избавиться от него: https://amp.crimerussia.com/gromkie-dela/prepodavatel-spbgu-pytalsya-utopit-v-moyke-otrublennye-zhenskie-ruki-v-ego-kvartire-nashli-otrezannu/?fbclid=IwAR2xPzTZBNXI699RrOLB6lgmLlQJ8vjyeCLggNV2r6njbjkb76ndlcTZYzM
Я

"Ивов и Увов"

Тяга к словосокращениям приобрела у нас карикатурный характер. На днях услышал, как директора обозвали "гендир" (они ж теперь все "генеральные", даже если в фирме 3 человека). Вместо министра иностранных дел - "глава МИДа", вместо министра обороны - "глава Минобороны" (и даже не короче выходит), остаётся президента называть "през", и всё будет в ажуре. Как в гениальном романе Войновича: слаген, прекомпит, меобскоп, пукомрас. Но самый незабываемый случай был, когда я в районной поликлинике прочёл на стене объявление крупными буквами: "ИВОВ И УВОВ ОБСЛУЖИВАЮТСЯ ВНЕ ОЧЕРЕДИ". В первый момент обалдел от изумления: что ж это за граждане такие таинственные Ивов и Увов, что их персонально вся поликлиника вне очереди обслуживает? И лишь в следующий момент осенило: Ивов и Увов - это же "инвалиды Великой Отечественной войны" и "участники Великой Отечественной войны". Прямо как в анекдоте: "Карл Маркс и Фридрих Энгельс - это вовсе не муж и жена, а Слава КПСС - это вообще не человек".